Страшно родиться и не увидеть этот мир. Но ещё страшнее, родившись зрячим, живя и наслаждаясь красотами окружающего мира, однажды лишиться возможности видеть. Навсегда. Целиком и полностью.
Ответственный «нарушитель»
Светлана БОРИСОВА по профессии радист. Почти 25 лет успешно работала в барнаульском аэропорту. А потом, вследствие врождённой болезни, начала терять зрение:
– С моим заболеванием врачи запретили рожать. А я не просто нарушила этот запрет, но нарушила самым «злостным» образом: родила аж четверых! О чём, кстати, ни разу не пожалела. У меня две прекрасные дочери и два замечательных сына, каждый из детей имеет по два высших образования, есть внуки.
Жанна Щукина, АиФ-Алтай.ru:
– Зрение исчезло в один момент или пропадало постепенно?
– В 1990 году я отчётливо ощутила, что зрение ухудшается, и получила инвалидность. К 1997 году не видела практически ничего. Разумеется, о дальнейшей работе в аэропорту не могло быть и речи. С 2006 года являюсь председателем барнаульской организации ВОС. На этой должности уже второй срок. Должность выборная, а потому почётная и ответственная.
– Основной массив информации о мире человек воспринимает визуально. Лично вы каким образом воспринимаете сигналы об окружающем?
– Через слух. Я слышу абсолютно всё. Допустим, разговариваю с вами и воспринимаю исключительно ваш голос. Но это мне только так кажется. На самом деле, я слышу все звуки вокруг, все разговоры. Спустя какое-то время этот звуковой поток укладывается у меня в голове в целостную картину.
Открытость миру
– Вы – полностью незрячий человек. Какую роль в этой связи для вас играет фантазия? «Придумываете» ли вы, к примеру, как выглядит ваш собеседник? На что ориентируетесь: на тембр голоса, на то, какие слова он подбирает в разговоре?
– Конечно, я рисую в голове образ человека, с которым говорю. Мне в этом смысле легче: я ведь родилась зрячей, у меня богатый «визуальный опыт». Ну да, и на голос, и на то, как и что говорит человек. Хотя бывают проколы. Однажды беседовала с женщиной – обладательницей низкого, «грудного» голоса. И я почему-то решила, что собеседница должна быть высокой и дородной дамой. Когда же нечаянно столкнулась с женщиной в дверях, поняла, что та – миниатюрная худышка. А ещё бывают казусы такого рода. Ходила в костюме и 4 года считала, что он зелёного цвета. А потом выяснилось, что коричневый!
– В том, что вы раньше видели, имеется определённый плюс – тот самый «визуальный опыт». Но ведь минус ещё ощутимее! Видеть, а после лишиться такой возможности, вероятно, настоящая душевная драма?
– Во-первых, зрение уходило постепенно, и я морально готовила себя к тому, что оно исчезнет совсем. Во-вторых, я – оптимист. Да, не видеть плохо и тяжело. Но жизнь продолжается и в ней столько интересного!
– Например? Что, помимо работы, увлекает и занимает?
Тамара ЛИТКЕ, секретарь и сопровождающий Светланы Борисовой:
– Светлана Владимировна – открытый миру и людям человек. Она в противовес большинству незрячих, которые, кто из-за гордости, кто из-за робости, что-то боятся спросить, уточнить, – не боится ничего. Не строит каких-то своих умозрений и догадок, часто ложных, как многие слепые, а задаёт вопросы, интересуется. Современными гаджетами владеет лучше меня, отлично «знает» компьютер.
Светлана Борисова:
– Очень многое увлекает. 13 лет я пою в народном ансамбле «Ивушки», также пою в хоре слепых при нашей организации, веду здесь же кружок бисероплетения, обожаю работу в саду.
– Простите, а как вы, не видя, подбираете цвета для рисунка, создавая украшение из бисера? Да и на садовом участке сложно, наверное…
– Взгляните, это «раскладушка» с множеством кармашков, в каждом из которых хранится бисер определённого цвета. А на самом кармашке шрифтом Брайля выбито название цвета. Так и подбираю цвета. А насчёт сада… Приспособилась. Получается практически всё. Не берусь только собирать малину и клубнику. Первую могу раздавить, вторую – нарвать неспелой.
Обидное безразличие
– Отношение государства к незрячим и в целом инвалидам устраивает вас вполне?
– В 2011 году была принята замечательная программа для улучшения условий жизни инвалидов «Доступная среда», реализация которой должна завершиться к 2015 году. Программа прекрасная, но такое впечатление, что учли интересы всех групп, кроме слепых.
Когда изучаешь тезисы этого документа, складывается ощущение, что самих незрячих относительно того, что им нужно, спросить забыли. Конкретная иллюстрация. Среди целей «Доступной среды» значится то, что «объекты социальной, транспортной и иных инфраструктур должны стать полностью доступными для инвалидов». Я сама, да и большинство моих коллег добираются на работу на трамвае. Хорошо, если рядом сопровождающий. А если нет? Мимо нашего учреждения ходят трамваи третьего и пятого маршрутов.
Как слепому, стоящему на остановке, угадать «правильный» номер? Неужели трудно хотя бы здесь, в этом районе, где традиционно живут и работают незрячие, объявлять вагоновожатому не только остановку, но и номер маршрута? Далее, в программе говорится о необходимости повышения социальной активности и преодолении самоизоляции инвалидов. На деле же что выходит? Даже чтобы попасть к «своим», в наше отделение ВОС на какое-нибудь мероприятие слепым нужно преодолевать опасные препятствия.
При подходе к нашему зданию спуск из полуразвалившихся ступенек. Как, скажите, незрячему спуститься здесь? Даже зрячие не раз рассказывали, что спотыкались о торчащие камни, что уж говорить о нас! Мелочь? Но то, что для здорового человека кажется ерундой, инвалиду может стоить жизни.
И таких «мелочей», на которые мы давно просим обратить внимание, и на которые никто не обращает внимания, – множество. Я уж не стану останавливаться на том, что у нас до сих пор нет Интернета! Зато принята замечательная программа «Доступная среда»…
– А со стороны общества, конкретных людей есть то, что более всего обижает, ранит?
– Главным образом нетерпимость, озлобленность. Люди живут, забывая о том, что все ходят под Богом, а от беды, от инвалидности не застрахован никто. На днях ехали в трамвае с подругой, такой же незрячей. Состав остановился на продолжительное время.
Когда моя спутница вежливо поинтересовалась, почему мы не двигаемся, со стороны водителя раздался такой поток отборной брани, что мы опешили. Впрочем, вероятно, что человек грубил подруге не из-за её недуга, а из-за особенностей воспитания. Хамы, они ведь всегда и ко всем хамы. Это вот как раз и ранит. А ещё равнодушие. Но мы не отчаиваемся! Поддерживаем друг друга и верим в хорошее.
Справка
13 ноября отмечается Международный день слепых. Дата приурочена ко дню рождения французского педагога Валентина Гаюи, основавшего в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых, он автор алфавита для незрячих, один из основоположников тифлопедагогики – науки о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.
Досье
Светлана БОРИСОВА с 1973 по 1997 год работала в барнаульском аэропорту. С 2000 по 2006 гг. была реабилитологом в местной организации ВОС. С 2006 до настоящего времени является председателем этой организации.