- Большинство предпринимателей, с которыми мне приходилось общаться, – закоренелые пессимисты. Особенно в тех вопросах, которые касаются взаимоотношений с государством, новых законов и масштабных проектов.
Практически любое исходящее сверху новшество, формально призванное облегчить нелегкую жизнь бизнесменов, воспринималась последними нерадостно и с большими сомнениями. Ввело государство, к примеру, новый порядок проверки юридических лиц и частных предпринимателей. Теперь большинство проверок Роспотребнадзор и другие органы должны согласовывать с прокуратурой и доводить их график до бизнесменов заранее. Вроде бы, надо радоваться: прокуратура не даст лишний раз «кошмарить» бизнес. А деловые люди только ехидно и грустно посмеиваются: найдут способ различные проверяльщики договориться с прокуратурой. Как пить дать найдут.
Или возьмем долгожданную отмену кассовых аппаратов с ЭКЛЗ для предпринимателей, платящих единый налог на вмененный доход. О необходимости этого шага буквально кричали на всех уровнях – от районных предпринимателей до влиятельной организации «ОПОРА России». А когда наконец государство пошло им навстречу – бизнесмены погрустнели. Они поняли: в этом «таки есть какой-то подвох». Причем существенный. Без вышеупомянутых аппаратов с ЭКЛЗ нельзя торговать спиртными напитками. А любой продовольственный магазин – от деревенской забегаловки до солидного супермаркета – на водке и пиве делает существенную часть выручки. Так что бизнесмены поохали и остались со своими аппаратами.
Таких примеров можно привести немало. Главное другое – многие наши предприниматели имеют изначально негативную установку в отношении факторов внешней среды. Правда, у бизнес-пессимистов есть одна хорошая особенность. Тщательно проанализировав изменения и оценив риски, они начинают потихоньку действовать. И делают это очень продуманно и разумно. Они не склонны надувать «мыльные пузыри», поэтому реже прогорают.
В деловой среде есть еще одна категория людей, которых я условно называю «неуемными оптимистами». Таких бизнесменов мне встречалось немало. В своей деятельность, они, кажется, взяли на вооружение тезис вольтеровского Панглоса: «Все к лучшему в этом прекраснейшем из миров». Один из них, скажем, всерьез верил, что банк даст ему кредит в 5 млрд. рублей на строительство завода с «супер-пупер» технологией. Другой заверял, что его компания контролирует 100 % рынка. Третий во всеуслышанье хвастался, что его туристический проект «вообще не имеет никаких рисков». Хотя о том, что риски нужно учитывать при любом бизнес-планировании, знает любой первокурсник экономического факультета. Даже не самый умный.
Неудивительно, что планы оптимистов нередко рушатся от соприкосновения с грубой и жестокой действительностью. Банк отказывает в кредите, инвесторы почему-то не хотят появляться, а новая продукция не пользуется сумасшедшим спросом. «Неуемный оптимизм», который делает человека неспособным прогнозировать риски, ведет к краху. Причем «без штанов» оказывается не только предприниматель, но и его деловые партнеры, сотрудники и прочие.
С другой стороны, именно оптимисты двигают бизнес вперед. Они внедряют в производство самые смелые технологии, применяют нестандартные решения, проворачивают рискованные финансовые операции. И за счет этого становятся лидерами рынка. Иногда. Да и вообще предпринимателю сложно было бы выжить без веры в себя. Именно она помогает не унывать и не опускать руки в самых сложных ситуациях. Говорят, что Даниель Дефо, более известный как автор «Робинзона Крузо», за годы своей предпринимательской деятельности 12 (!) раз становился банкротом. И 12 раз начинал дело снова. Примеру Дефо следуют и некоторые современные деловые люди. Обанкротили одно предприятие – создают другое. Только раздали долги – и уже залезают в новые. В них неубиваем предпринимательский инстинкт, сдобренный высоким градусом оптимизма.
В заключении мы подходим к вопросу о роли пессимистов и оптимистов в экономике. Кто же из них «более матери-истории ценен», - спросим вслед за Маяковским. Как мне кажется, и те и другие. Они гармонично дополняют и уравновешивают друг друга. С одними бизнес-оптимистами экономика превратилась бы в совокупность грандиозных «мыльных пузырей» и «прожектов». При монополии пессимистов она топталась бы на месте и руководствовалась принципом «кабы чего не вышло». Так что и оптимисты, и пессимисты одинаково важны. Как партия и Ленин у Маяковского.
Особенно полезно, когда они работают в связке. Один – генеральный директор, другой – финансовый директор. Или когда это два равноправных партнера. Конечно, им сложно будет найти общий язык. Зато принятое ими решение будет новаторским, оригинальным. Но при этом в меру рисковым.
Авторские колонки Михаила Палочкина