Блогосфера – одна из самых «топовых» областей Всемирной сети. Блог – это и Интернет-дневник для самовыражения, и источник расширения социальных контактов, а иногда и способ зарабатывания денег.
Чтобы эффективно реализовать любую из функций, нужно уметь общаться. Существует ли такой феномен как «язык» блогосферы, в чём его специфика, чем виртуальный способ коммуникации отличается от повседневной речи, – обо всём этом мы поговорили с Денисом Климонтовым, известным барнаульским блогером.
Блогосфера по-алтайски
– Первый завёл в 2006 году, ещё на ЖЖ («Живой журнал» – платформа для блогов – ред.). Позже, в 2008 или в 2009 создал уже отдельный, самостоятельный блог. С тех пор, не помню точно, но в моей «копилке» что-то около пяти блогов. Меня всегда интересовал Интернет, и то, как люди общаются в нём. Одно время у меня был проект новостного характера и назывался он «Алтайский сарафан». В настоящий момент веду два блога. Первый мы делаем в компании с коллегами, блог о Барнауле, барнаульцах и обо всём понемногу ИА «ЯД» ББ, а второй – персональный, где я пишу о том, что волнует меня лично.
– Насколько активно вы следите за тем, что пишут ваши коллеги?
– За иностранной блогосферой практически не слежу. Внимательно читаю российских блогеров, но только тех, с кем знаком лично либо тех, кто представляет интерес для меня. За местной блогосферой наблюдаю внимательно. Большинство авторов – мои знакомые.
– Можно ли выделить круг тем, специфичных для алтайской блогосферы?
Языковая экономия
– Если брать лично вас, как сильно и чем конкретно отличается способ коммуникации, который вы ведёте в блогах и тот, что используете в реальной жизни?
– С теми людьми, которых знаю давно, с кем мы «на одной волне», если брать лексику, я использую различные словечки, которые возникли в процессе нашего длительного общения. В блогосфере, да и в целом в интернете, как в любой профессиональной области имеется своя терминология, которая не всегда понятна людям, далёким от того, чем занимаемся мы. Хотя в связи с бурным развитием и распространением сети, те слова, которые совсем недавно были известны узкому кругу (например, «пост», «рерайт»), сейчас вошли в «разговорный обиход» практически всякого. Специфичным для интернет-пространства является возникновение мемов. Мем – это такой не нуждающийся в пояснениях символ, способный принимать форму слов, действий, звуков, рисунков, передающих какую-то идею. В синтаксисе с людьми знакомыми или близкими по духу тоже происходит что-то вроде экономии языковых средств. Мы часто понимаем друг друга, если не с полуслова, то с полуфразы; поэтому предложения для стороннего взгляда часто выглядят незаконченными или построенными как-то странно. Гораздо сложнее общаться, быть понятным и понятым с малознакомыми людьми. В данном случае любая языковая экономия бесперспективна, чтобы услышали, что конкретно ты хочешь сказать, нужно говорить развёрнутыми высказываниями, используя общеизвестную лексику. Но, с другой стороны, в «реале», в повседневном общении точно так же – мы «экономим» на своей речи, когда уверены, что нас поймут, а когда сомневаемся в этом, то стараемся не скупиться на словесные пояснения. Вообще, вопрос экономии языковых средств в виртуальном пространстве чрезвычайно занимателен. Сегодня прочёл, что группа британцев придумала и скоро планирует запустить мессенджер, где всё общение будет осуществляться исключительнос помощью смайликов. Если задуматься, получается забавная вещь – «пиктограммы» на новом современном уровне! Люди перестают говорить словами и, как в глубокой древности, возвращаются к рисункам и схематическим изображениям? Что это – деградация? А может, наоборот, возможность выхода на какой-то новый и более совершенный способ человеческой коммуникации?
Способ договориться
– Всё-таки имеются лингвистические особенности в ваших блогах-диалогах с незнакомыми людьми? Как вы отвечаете, например, на комментарии к вашим постам?
– Лично я отключил функцию комментариев в своём блоге. Объясню позицию: считаю, что мой блог – это я, мои мысли, чувства и ощущения. Кому интересно – пусть читают, а нет и не надо. Комментарии, как правило, носят негативный характер или же мнимо-позитивный. Что не лучше. Читаешь, вроде бы написано нечто хорошее, а по сути – ни о чём. Исходя из опыта, мне кажется, что конструктивный диалог в сети в принципе невозможен. Не помню ни одного момента, чтобы люди в интернете смогли до чего-нибудь договориться. Сообщество барнаульских блогеров «ББ» возникло из-за подобного недопонимания. Мне показался не слишком ясным пост одного человека. Мы с ним сначала пересеклись и побеседовали в интернете, после оба пришли к тому, что нам нужно встретиться и поговорить в «нормальном контексте». В итоге «живого» разговора стало ясно, что пора делать объединение местной блогосферы. Как ни крути, общение вживую неравноценно виртуальному. Особенно трудно достигнуть взаимопонимания, если ты не знаешь человека. Ты не видишь выражения его лица, не слышишь голоса, у тебя нет возможности определить по его интонации, что он действительно хочет сказать, что чувствует. Сам я тоже не комментирую чужих высказываний. Нахожу более целесообразным создавать собственный пост, который и будет ответом, комментарием по тому или иному вопросу. Уверен, это сильно развивает и в языковом, и, соответственно, в умственном отношении.
– С 1 июля вступил в силу ФЗ о запрете мата в произведениях искусства и СМИ. Ваше отношение к этому закону?
– Отношение такое, как к любому иному запрету. Как только что-то начинают запрещать, запрещённое становится намного желаннее. Запрещать подобную лексику в литературе, кинематографе, СМИ считаю несколько неуместным, ведь там, как правило, мат употребляется не ради мата, а как экспрессивное средство. Наивно, по-моему, полагать, что если запретить мат в литературе и кино, все разом перестанут материться. Мне почему-то кажется, что люди, чьим главным средством общения является нецензурная брань, как-то и не особенно читают книжки…