Он - сектор - несмотря на все усилия государства, по словам Карлина, «сдержанно относится к кредитованию сельского хозяйства».
В данном случае «мытарства» мелких хозяйственников (владельцев ЛПХ, фермеров) в попытке получения банковского займа остались за рамками монолога губернатора, в зоне его повышенного внимания оказались «серьезные» хозяйства, у которых из-за несговорчивости банков возникли /могут возникнуть столь же серьезные проблемы.
«Крупняк» в свое время активно включился в приоритетный национальный проект «Развитие АПК», вложив серьезные инвестиции в строительство крупнейших комплексов. В первую очередь, благодаря «длинным» кредитам (большая сумма на длительный срок, - прим. ред.).
Теперь, пояснил Карлин, эти хозяйства имеют серьезную кредитную нагрузку, когда у них возникают обязательства обслуживания долга за счет доходов на текущее время:
- У этих хозяйств, технологически развитых, возникает большая потребность в коротких кредитах.
Если по «длинным» кредитам и Правительство смотрит, и есть общегражданские нормы, что правила по ходу не меняют, то по «коротким» кредитам, поскольку они возобновляются, есть возможность с правилами «поиграть» (по сути, банки могут менять правила хоть каждый год, что, мягко сказать, затрудняет хозяйствам перспективное финансовое планирование, - прим. ред.).
И у предприятий, прилично работающих, с хорошими менеджерами, при (легко создаваемых, между прочим) задержках с «короткими» кредитами, возникает угроза срыва выполнения графика по основному кредиту, а это уже очень серьезный вопрос.
Губернатор подчеркнул, что администрация постоянно работает с руководителями Россельхозбанка и «нашего уже обрезанного Сбербанка, который стал филиальчиком при более известном крупном банке». И складывается впечатление, что «у них не то, чтобы понимание отсутствует полностью, но вот ответственного переживания за это нет».
Для примера, Карлин привел группу компаний «Изумрудная страна» (предприятия есть в 20 районах края, 300 тысяч га пашни, 20 тысяч дойного стада, более 8 тысяч работников). У нее возникла задержка «выдачи коротких кредитов», что чревато «серьезной проблемой по обслуживанию долгих» (что в свою очередь чревато производственно-социальными негативными последствиями, - дополнение ред.).
Более красноречивый пример сельско - банковского «напряжения»:
В 2011 г. на 1 марта в крае было выдано «коротких» кредитов на общую сумму 3 миллиарда 150 миллионов, в этом на ту же дату - 2 млрд 39 миллионов. Хотя, заметил губернатор, потребности в них меньше не стало.
Его «полурезюме»: нужна более плотная работа с банковскими структурами.
Один из вариантов «плотности» Карлин озвучил: крайадминистрация просила ввести своего представителя (с правом совещательного голоса) в кредитный комитет Россельхозбанка:
- Категорически нам отказывают: у них там коммерческая тайна! Да мы готовы с нашего представителя все подписки собрать о неразглашении всех видов коммерческой тайны, тем более, что он пять подписок уже дал о неразглашении государственной тайны!
Нам нужно выстраивать свою поддержку по инвестпроектам, понимать: кому дают, на что, на каких условиях! А то у нас иногда возникает ощущение, что - особенно по предприятиям, АО, где у нас стопроцентный пакет, либо по нашим группам - требования более жесткие, чем к предприятиям, принадлежащим частным физическим или юридическим лицам!
Полное резюме: тема требует системного подхода.
Последнее взял на заметку полпред Президента РФ в СФО Виктор Толоконский, поскольку «спич» алтайского губернатора был обращен именно к нему в ходе заседания Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», имевшего место быть 21 марта в Белокурихе.