Напомним, тогда «стенка на стенку» прямо на плацу сошлись «срочники» славянской и кавказской национальностей. После чего дагестанцы объявили голодовку, требуя перевести их в другие воинские соединения, и часть из них в спешном порядке была передислоцирована.
История вызвала широкий резонанс, в том числе и усилиями членов комитета солдатских матерей Дербента. Было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими». К дисциплинарной ответственности привлечен ряд должностных лиц воинской части.
В «дагестанском деле», переданном в суд, трое обвиняемых в неуставных отношениях. 8 апреля на скамье подсудимых оказались Исалдибир Исалдибиров и Запир Халилгаджиев, их подельник Газимагомед Рамазанов находится в федеральном розыске.
По версии следствия, 5 июля 2009 года перед отбоем Исалдибиров, Халилгаджиев и Рамазанов, только что прибывшие в часть, избили в казарме военнослужащего Михаила Ш. Которого они заставляли прислуживать, игнорировать приказы офицеров и сержантов и впредь подчиняться только им ( впоследствии врачи у потерпевшего Ш. диагностировали многочисленные ссадины, кровоподтеки, ушибы ребер).
По словам Леонида Пшечука, заместитель руководителя военно-следственного отдела следственного комитета при прокуратуре (ВСО СКП) РФ по Барнаульскому гарнизону, свидетелем расправы над рядовым Ш.был весь батальон. Десятки солдат славянской и кавказской национальностей вышли выяснять отношения на плац, завязалась драка, в которой участвовало порядка 30 человек.
Офицерам части стоило больших сил разнять дерущихся и развести их по казармам. На стадии следствия подозреваемые вину не признали. По словам пресс-секретаря Западно-Сибирского окружного военного суда Наталии Терещенко, на первом судебном заседании обвиняемые Исалдибиров и Халилгаджиев попросили предоставить им переводчика, после чего председательствующий в процессе судья Владимир Щепетков объявил в слушаниях перерыв.
Справка «АиФ-Алтай»
24 августа 2009 г. судом Октябрьского района был вынесен приговор десяти военнослужащим Алейской мотострелковой бригады, призванным из Дагестана. Часть из них обвинялись в доведении до суицида (один из солдат-дагестанцев части покончил жизнь самоубийством летом 2008 г.), часть – в вымогательстве и неуставных отношениях. Обвиняемые получили от 4 до 6 лет лишения свободы.