Колыванский камнерезный завод, расположеный в Алтайском крае, изготавливает уникальные каменные мозаичные иконы для храма, в котором крестили оружейника Михаила Калашникова. Корреспондент АиФ-Алтай побывал на производстве, пообщался с настоятелем Знаменского храма и узнал, что такого количества мозаичных икон и канонических изделий, выполненных из камня, больше нет ни в одной из православных церквей России.
Иконы из яшмы и мрамора
Собирать иконы из каменной мозаики мастерам из Колывани доводилось не раз. Но заказ для курьинского Знаменского храма, в котором в начале XX века крестили легендарного нашего земляка, оружейника Михаила Калашникова, можно назвать уникальным.
Об особенностях этих работ рассказывает Алексей Дорохов, мастер-камнерез:
– Для изготовления икон и канонических предметов православного храма использовался, можно сказать, весь спектр цветного камня нашего края – порфиры, порфириты, яшма, мрамор... Процесс создания каждой вещи – длительный, кропотливый. Причём камень нередко диктует свои условия: художник сделал эскиз проекта в одной цветовой гамме, а у заготовленных камней гамма другая. Приходится переделывать, перекладывать каменные пластины из одной мозаичной работы в другую.
Когда мозаичная картина собрана, её нужно проклеить, а для этого мозаику надо… разобрать. Пластины отправляются на двое суток в термопечь на просушку, чтобы испарилась влага из камня, ведь при его распиловке и составлении мозаики приходится работать «мокрым резом», то есть обильно смачивать камень водой. После просушки мозаичное панно вновь собирается, проклеивается, и каждый собранный кессон ещё раз сушится около двух суток. После этого начинается полировка картины.
Часто бывает так, что в каменных пластинах выявляются некоторые дефекты – небольшие ямки или раковины. Мы их «лечим», то есть покрываем специальной мастикой и вновь полируем. Затем идёт обрезка кессонов, их подгонка друг к другу. Наконец мозаичное панно собирается в единое целое, и художники смотрят, как оно сошлось по тональности, по художественной композиции и так далее.
– Какая икона из тех, что предназначены для Знаменской церкви, на ваш взгляд, была самая сложная?
– Самой сложной и в то же время самой интересной я считаю икону «Воскресение Христово». Она очень сложная по тональности, а ведь и художникам, и камнерезам необходимо донести в камне свет Божий.
– Скоро заказ будет выполнен, но здание храма в Курье ещё не достроено. Где будут храниться эти уникальные вещи, и смогут ли их увидеть туристы, приезжающие в Колывань?
– Все готовые изделия, которые можно смело назвать шедеврами камнерезного искусства, планируется выставить в помещении бывшего Колоссального цеха. Там они будут храниться до момента начала монтажных работ в Курьинской церкви. Поэтому их могут увидеть туристы, посещающие наш завод.
Единственный в России
Иерей Сергий Котельников, настоятель Знаменского храма села Курьи, утверждает, что сделать иконы и церковные предметы из камня решено было не только из соображений практичности.
– Ещё в Древней Византии в храмах были мозаичные иконы, и некоторые из них сохранились до наших дней. Ухаживать за камнем гораздо проще, чем за деревом, и он более долговечен, – говорит священнослужитель. – Но кроме того мы хотели показать, насколько интересна наша алтайская культура и наши традиции. Мы желаем, чтобы Курьинский храм стал своеобразной жемчужиной не только нашего района или Алтайского края, но чтобы он стал христианской жемчужиной всей России. Ведь такого количества мозаичных икон и канонических изделий, выполненных из камня, больше нет ни в одном из православных храмов нашей страны!
– Будет изготовлено пять мозаичных икон, из них четыре – ростовые, то есть в рост человека, мозаичная надвратная икона Божьей Матери, каменный престол, со всех четырёх сторон обрамлённый мозаичными иконами, жертвенник в уникальном исполнении, архиерейский трон. И когда всё это будет исполнено и установлено на места, мы сумеем показать и своим прихожанам, и приезжим туристам мощь, талант и профессионализм наших земляков, которые создают неповторимую вечную красоту.