Удивительные находки
Строительство подворья было начато в 80-е годы XIX века. В начале прошлого столетия подворье насчитывало уже около 30 строений: миссионерское катехизаторское училище, жилые и хозяйственные постройки, большие конюшни. Перед домом была разбита большая роща с прудом, в котором, говорят, водились зеркальные карпы и караси, а гладь воды своим присутствием украшали лебеди и дикие утки. После революции 1917 года подворье было национализировано, многие годы здесь размещался штаб воинской части. Епархии оно было возвращено только в 2002 году. О тайнах архиерейского подворья нам рассказал отец Валерий ЗАМЯТИН, благочинный Бийского округа.
– С архиерейским подворьем связывают много тайн, с которыми столкнулись в последние годы. Реставраторам не давала покоя некая пристройка к архиерейскому дому. Думали, что военные построили какую-то «секретку». Дом епископа был связан со всеми постройками целой сетью лабиринтов. Есть в архиерейском доме потайная винтовая лестница в стене здания. Загадки еще остались?
– Я думаю, в ближайшее время разгадать все эти тайны будет невозможно, потому что всё, что мы нашли – лишь малая толика того, что предстоит сделать. Поэтому всё, что касается подземных переходов, различных потайных комнат – они открываются и открываются постоянно.
– Есть ли документы, на которые вы опираетесь, восстанавливая внутренний и внешний облик построек?
– Документов достаточно. Основные из них – старинные фотографии, которые удаётся самым необыкновенным образом получить даже из случайных источников в Интернете. Но как всегда человеку чего-то не хватает, так и нам не хватает информации, чтобы в полном объёме ответить на все вопросы. Но мы над этим работаем постоянно.
– Будут ли воссозданы все постройки, какие были в дореволюционное время: училище, жилые постройки, конюшни?
– К сожалению, в первозданном виде архиерейское подворье восстановить не удастся. Потому что часть территории утрачена. К примеру, 23-й бийский микрорайон частично возведён на бывшей территории подворья, часть территории передана в частную собственность. Но, тем не менее основные здания остаются целыми, и эта территория не разбита.
Пора менять подход
– Как идут восстановительные и реставрационные работы?
– Работы ведутся на церковные средства, на пожертвования прихожан, но этих средств катастрофически не хватает, потому что объём работы очень большой. Для любого человека, который понимает, что такое реставрационные работы – это цена на порядок выше, чем просто строительные работы. Поэтому если мы хотим получить этот уникальный исторический памятник в надлежащем виде, необходимо кардинально менять подход к этой проблеме и реставрировать не на частные пожертвования, а придавать статус памятника федерального значения и получать соответствующее финансирование.
– На Алтае есть уникальные православные места и уникальные святыни. К примеру, Коробейниковская икона Божией Матери. Есть в бийском округе места, которые стоит посетить паломникам?
– Да! Допустим, в нашем храме (на территории архиерейского подворья) есть икона великомученика целителя Пантелеймона. Написана на святой горе Афон в XIX веке. Как мы полагаем, это одна из девяти икон, которые были написаны для города Бийска. Почему св. Пантелеймон? Потому что он считался святым покровителем и Алтайской духовной миссии, и города Бийска.
В четырёх километрах от Бийска – посёлок Боровое, в котором был Тихвинский женский монастырь. Он был разрушен, закрыт, уничтожен. Городские власти в 2010 году нам передали дом игуменьи – настоятельницы монастаря (одно из немногих строений, сохранившихся до наших дней – прим. ред.), и мы по благословению Владыки начали там строительство храма. Это место примечательно тем, что там есть источник, который был и до революции, и в советское время, и сейчас бьёт. Множество людей туда идёт. Просто прийти и набрать без очереди воды – очень редкий случай, всегда там люди. Этот источник чудотворный, и есть масса свидетельств об исцелении от различных болезней людей, которые к нему притекают.
Справка
В декабре 1828 года Святейший Синод издал указ об учреждении Сибирской Духовной Миссии. Внимание миссии было обращено на тюрко-язычные племена язычников, кочевавших в Бийском округе Томской губернии. Первым алтайским миссионером и организатором Духовной Миссии стал Макарий (Глухарёв), благодаря успешной деятельности которого она получила наибольшую известность среди духовных миссий на территории России XIX века. За заслуги в развитии миссии ему был пожизненно присвоен титул митрополита Алтайского, а позднее он был причислен к лику святых.
Из 42 строений Архиерейского подворья Бийска до наших дней сохранилось только 6 монастырских построек, в том числе и одноэтажный дом, в котором жила настоятельница.