Примерное время чтения: 8 минут
95

Кто не платит? Проблему коммунальных неплатежей обсудили в Барнауле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. "АиФ-Алтай" 25/11/2015
Екатерина Саенко / АиФ

В Барнауле ресурсоснабжающие организации, УК и муниципальные власти обсуждали вопрос коммунальных неплатежей и искали варианты решения проблемы.

Почему растут тарифы?

Восемнадцатого ноября в пресс-центре «Сибирской медиагруппы» прошёл очередной «круглый стол» в рамках проекта «Вам слово!». На повестке дня стояла тема более чем злободневная – задолженность потребителей перед ресурсо- снабжающими организациями. Последние прилагают все возможные усилия, для того чтобы вернуть себе средства, ведь в конечном счёте это влияет на состояние коммунальной инфраструктуры Барнаула, а также отражается в тарифах, провоцируя их рост. Однако, например, теплоэнергетики ограничены в мерах воздействия на должников, и как раз одной из основных тем обсуждения стал вопрос о том, как вернуть деньги за поставленный ресурс и при этом остаться в правовом поле. Среди прочего обсуждались эффективные варианты влияния на неплательщиков без применения крайних мер, а также причины роста задолженности и многое другое. Высказать своё мнение захотели более полутора десятков экспертов – что подчёркивает, насколько важной ситуацию считают все вовлечённые в неё стороны. Первыми свои проблемы по работе с дебиторкой озвучили энергетики – долг потребителей перед Сибирской генерирующей компанией, которая подаёт тепло и горячую воду в почти 85% жилого фонда краевой столицы, самый большой среди всех ресурсовиков.

– Только за тепло и горячую воду организации, управляющие компании и физические лица должны нам 1 миллиард 385 миллионов рублей – это почти половина годовой выручки барнаульских обществ СГК, громадная сумма, – озвучивает цифры Игорь ХОЛОДКОВ, директор Барнаульского филиала ООО «Сибирская теплосбытовая компания». Эта структура была специально создана в том числе для работы с дебиторской задолженностью. – Должны нам в основном жилищно-коммунальные структуры и население. Да, УК и остальные игроки рынка ЖКХ стали общаться с нами более охотно, однако на общую картину это может повлиять только в отдалённой перспективе.

Кому всё спишется?

Ничуть не лучше ситуация и у «Росводоканала»: физический объём долга здесь вдвое меньше, но на нормальное функционирование организации он влияет также губительно.

– Как и энергетики, мы замечаем, что задолженность населения растёт: в 2015-м она прибавила 50 млн руб, – озвучивает цифры Асабали ЗАКАВОВ, генеральный директор «Росводоканал Барнаул». – Мы будем продолжать бороться за честность и прозрачность этого рынка, в частности, подавать на банкротство злостных должников. Поймите, мы лишнего не просим, и чужого не хотим – отдайте РСО то, что должны им по закону! Наша общая «дебиторка» перешагнула уже за полмиллиарда, и мы приходим к тому, чтобы просто списывать самые старые и безнадёжные долги. Это долги недобросовестных УК, в своё время просто ликвидировавшихся со всеми своими обязательствами. К слову, и сегодня число УК, на наш взгляд, превышает необходимое: жилой фонд можно обслуживать гораздо меньшим числом организаций.

«Списывать долги» согласны не все: СГК, к примеру, занимает по этому вопросу куда более твёрдую позицию, и специалисты компании используют все возможные варианты для того, чтобы потребители оплатили полученный ресурс.

– Мы тратим так много сил на погашение дебиторки, в том числе и мораторной, исключительно потому, что списанные долги должны будут компенсироваться тарифом, – объясняет Игорь Холодков. – А за каждую копейку тарифа мы должны бороться, доказывая её обоснованность. Нам нужно возвращать долги, сколько бы много сил на это ни уходило, поэтому мы так активно работаем с должниками, и в досудебном порядке в тандеме с УК, и через суды. Мы не вправе простить ни одной копейки, иначе эти расходы лягут на добропорядочных плательщиков.

Как взыскать долги эффективно?

Так или иначе, но обращение в суд остаётся самым эффективным способом борьбы с дебиторской задолженностью. Правда, даже если притязания РСО суд сочтёт обоснованными, случается, что очередь до ресурсовиков так и не доходит – не хватает денег. Впрочем, такие случаи – скорее исключение, причём редкое, поэтому только Барнаульский филиал «СГК» с января по май текущего года подал 873 иска – это в два раза больше, чем за весь 2014-й. Отсуживает сейчас компания больше полумиллиарда – деньги, которые могли бы пойти на реконструкцию сетей и строительство новых тепломагистралей. Некоторый результат приносит и досудебная работа, однако только в том случае, если долги «свежие» и по сравнению с общим объёмом небольшие. К «мирному порядку» разрешения конфликтов призывают и городские власти:

– В каждом районе города задолженностями перед ресурсоснабжающими организациями занимаются специальные подразделения, и работу они ведут достаточно активную, – говорит Юрий РЯПОЛОВ, зампредседателя комитета БГД по экономической политике и собственности. – Да, мы понимаем, что многие долги можно вернуть только по суду, особенно те, что складывались годами, но всё-таки стремимся к как можно менее болезненному решению сложного вопроса.

И газовики, и энергетики, и представители «Росводоканала» уверены: работа по погашению долгов может быть гораздо более эффективной, если у РСО появится общая база данных. В ней, по предложению ресурсовиков, должна содержаться вся информация о должнике, будь то организация или частное лицо: чем владеет, кому должен, гасит ли долги, имеет ли судебные предписания и насколько добросовестно их исполняет.

– Такая информационная система уже разработана и активно используется всеми заинтересованными структурами, – уточняет Дмитрий ЛАБУТИН, заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю. – Однако включает она только тех должников, которые уже «прошли» через суд, и конкретно по долгам за ЖКХ сегодня в ней находится более 20 000 исполнительных производств. Мы со своей стороны готовы оказать методическую помощь, если РСО решат создать свой банк данных.

Зачем объединяются РСО?

А вот прибегать к помощи коллекторских агентств, то есть продавать свои долги третьим структурам, наши ресурсоснабжающие организации всё-таки не готовы:

– Мы всегда действовали и будем продолжать действовать не только исключительно в правовом поле – это даже не обсуждается, – уверяет Игорь Холодков. – Сейчас мы активно занимаемся досудебным урегулированием долговых споров, и это даёт определённые плоды, контактируя с исполнителями коммунальных услуг – УК. Эффективнее всего в этом отношении показывают себя ТСЖ – они ближе к «физическим» должникам.

О необходимости взаимодействия с должниками исключительно лояльно и, учитывая сложную экономическую ситуацию, максимально гибко, говорил и Виктор НАГАЙЦЕВ, заведующий кафедрой эмпирической социологии и конфликтологии АлтГУ.

– Важно понимать: что судебными, административными и прочими силовыми методами её не решить, нужно вести социальный диалог с должниками, информировать людей о последствиях неплатежей, профилактировать конфликтные ситуации, к примеру, с помощью прессы, – считает он.

Итогом «круглого стола», длившегося два часа, стал проект резолюции, который сейчас находится на утверждении. Активная работа с органами госвласти, создание Ассоциации РСО и единой информационной базы, мотивирующие мероприятия для ТСЖ, УК и службы судебных приставов – вот самые важные пункты, над реализацией которых ресурсовики в ближайшее время начнут совместную работу.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах