Но большинство из них воспринимает закон лишь как возможность капитального ремонта дома практически за государственный счет. То, что цель Фонда – стимулирование реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, что невозможно без осознанного соучастия жителей, для многих остается пока вне понимания.
Ау, осознанное соучастие!
Необходимость «осознанного соучастия» собственников жилья в многоквартирном доме (МКД), где они являются не только хозяевами личных квадратных метров, но и совладельцами общего имущества, заложена в действующем Жилищном кодексе. Несмотря на то, что он называется новым по привычке (вступил в силу 1.03.2005 г. – прим. ред.), для значительной части собственников некоторые его нормы и положения действительно как будто являются «новыми».
Об этом, в частности, можно судить по валу обращений на тему ЖКХ, поступающих как в органы исполнительной власти, так и в СМИ: они входят в «топовую» тройку. Не говорим, что все «организованные» участники рынка ЖКХ безукоризненны, но даже при беглом рассмотрении обращений видно: немалая их часть основана либо на простом незнании прав и обязанностей собственников, либо на неспособности (нежелании) их исполнять (пользоваться).
В один день в редакцию независимо друг от друга обратились два человека, проживающие в разных домах, но находящихся под управлением одной управляющей компании. Сказать, что они жаловались на работу УК, будет скромным преуменьшением. Когда первой женщине мы «намекнули», что у жильцов есть право принять решение о смене недобросовестной компании, она почему-то удивилась: а смысл?
Второй мы напомнили, что у жителей есть возможность вообще отказаться от услуг УК в пользу создания товарищества собственников жилья (ТСЖ), что вызвало довольно апатичный ответ: «Это наверняка хлопотно… А какая разница? Что нам это даст?... Может, все-таки повлияете на нашу УК?».
«Сами с усами»
Мы не можем повлиять на УК, но можем объяснить, что такое ТСЖ, и что может дать его создание. За разъяснениями обратимся к Ольге Глушковой, начальнику отдела мониторинга и перспективного развития Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. – ТСЖ – некоммерческая организация, объединение собственников помещений в МКД для совместного управления недвижимым имуществом, – рассказывает Ольга Робертовна.
– ТСЖ может быть создано в отдельном МКВ, также в товарищество может войти группа домов. Решение об этом принимается на общем собрании, «за» должны проголосовать не менее 50% собственников. Отмечу, что членство в ТСЖ является добровольным. Члены ТСЖ живут по Уставу, утвержденным общим собранием, а остальные собственники – по договору, который должны заключить с правлением ТСЖ, также избранному на собрании, как и председатель, и ревизионная комиссия. Собственникам нежилых помещений (магазин и т. д.) также необходимо сделать свой выбор.
Нужно знать, что «коллегиальные» решения ТСЖ обязательны для исполнения всех жителей. Это касается и установления оплаты на текущее содержание жилья, решений о проведении ремонта, в т. ч. капитального, и др. Получается, что не вступившие в ТСЖ сами себя лишают права голоса и возможности влиять на принимаемые решения. ТСЖ само может заниматься обслуживанием дома, а может поручить его профессиональной управляющей организации, для выполнения «специфических» работ – ремонта, вывоза отходов и т.д.– можно привлекать сторонние организации.
Т. к. ТСЖ имеет статус юридического лица в этом случае обязательно заключение договора, в случае невыполнения договорных услуг или плохого их качества ТСЖ вправе требовать санкций. Для самостоятельного текущего обслуживания, в штате ТСЖ нужно предусмотреть рабочий персонал. Сколько человек, на освобожденной основе или по совместительству – решает собрание членов ТСЖ. Исполнительным органом является правление, избираемое на два года, а председатель ТСЖ «голосуется» членами правления.
Председатель всему голова
– Практика показывает, что успех деятельности ТСЖ в значительной мере зависит от личности председателя, – говорит Глушкова. – Мало выбрать просто уважаемого человека, он должен быть активным, настойчивым, инициативным. Предпочтительней, чтобы он работал на освобожденной основе, а не по совместительству, как порой бывает. У совместителя просто времени не хватает «ухватить» все необходимые вопросы.
А председателю еще необходимо не только ознакомиться с «базовым» жилищным законодательством, но и вникать в суть появляющихся нормативных актов. «Слабое место» некоторых председателей ТСЖ – недостаточность соответствующих знаний. Впрочем, это дело поправимое: ни в краевом Управлении, ни в муниципалитетах никогда не откажут в разъяснениях и т. п., и источников информации по теме много, но если члены ТСЖ выберут председателя, лишь бы выбрать, а потом до него «достучаться» не могут – тут уж не до хорошего…
Точный счет и «лишний» доход
При сознательном подходе собственников к организации ТСЖ гарантирована полная «прозрачность» его работы. Члены ТСЖ согласовывают решения «по дому» друг с другом, не оглядываясь на расторопность и исполнительность управляющей организации. Контроль за каждым рублем здесь «точнее»: жители сами аккумулируют средства, распределяют: никто лучше не знает, что нужно для дома.. Смета ТСЖ на каждый год утверждается собранием, перед собственниками регулярно отчитывается ревизионная комиссия, в которую не входят члены правления.
У ТСЖ есть возможность иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, рационального использования земельного участка. -Тонкостей в работе ТСЖ, конечно, немало. Но практика показывает, что такой способ управления домом или группой домов может быть весьма и весьма эффективным.
В Рубцовском районе есть даже пример, когда ТСЖ, созданное на базе поселка, вышло за рамки «стандартных» функций: взяло в аренду котельную, предоставляет коммунальные услуги – и успешно получается, – резюмирует Ольга Глушкова.
Перспективы очевидны?
Как мы уже писали, по условиям Фонда ЖКХ развитие ТСЖ является индикативным показателем для муниципалитетов, уже участвовавшим и участвующим в программе ремонта МКД. Если к окончанию срока реализации ФЗ-185 (2012 г.) в них не будут достигнуты определенные показатели, Фонд вправе «попросить» вложенные деньги обратно. Значит ли это, что ТСЖ будут создаваться в «добровольно-принудительном» порядке?
– Условия Фонда подразумевают наращивание не количество самих ТСЖ, а числа домов, находящихся в их управлении. На момент подачи заявки на 2010 г. требовалось 10% МКВ под управлением ТСЖ, а к концу года их должно быть 20%. Однако мы не ставим задачу любой ценой «гнаться за показателями», нужно разумно подходить к решению вопроса. Хорошо, что становиться уже видимым стремление людей к действительно «самоуправлению».
Сегодня в крае насчитывается 848 ТСЖ (266 – в сельской местности), а под их управлением находится 3873 многоквартирных дома, и перспективы развития такого способа управления очевидны.