aif.ru counter
128

Проезда нет. Сорвётся ли в Алтайском крае окончание отопительного сезона?

К концу марта ожидаются ночные морозы до -18 градусов, хочется верить, что горожане несмотря ни на что не замёрзнут.
К концу марта ожидаются ночные морозы до -18 градусов, хочется верить, что горожане несмотря ни на что не замёрзнут. © / из архива компании.

В конце прошлой недели барнаульцы, как впрочем, и власти города, неожиданно узнали, что на самом излёте и без того сложный отопительный сезон в Барнауле может быть сорван. Причиной тому послужили отнюдь не технологические ЧП или природные катаклизмы.

Дело в том, что компания «Сибпромжелдортранс» (СПЖТ), которая зарабатывает на подаче и уборке вагонов предприятиям Алтайского края и Новосибирской области, с 00.00 16 марта из-за долгов в 95 млн рублей прекратила подавать вагоны с углём для Барнаульской ТЭЦ-3 (входит в ООО «Сибирская генерирующая компания»).

Затруднительность сложившейся ситуации в следующем – железнодорожные пути, по которым на ТЭЦ поступает не только уголь, но и химреагенты на барнаульские станции, принадлежат той же СПЖТ. А потому монополист волен делать все, что захочется.

Вагоны с углём ждут своей отправки. Фото: из архива компании.

Каковы последствия

Причём такое положение дел напрямую касается конечных потребителей – жителей краевой столицы.

– По данным на конец прошлой недели объёмы угля на станции превышали норматив на 53 тыс. тонн, – рассказывает Игорь ЛУЗАНОВ, директор Барнаульской ТЭЦ-3. – По оценке специалистов, такая ситуация сохранится до 26 марта. После этого, если подача вагонов не начнётся, запасы угля окажутся ниже нормативных значений, и станция будет вынуждена перейти в режим повышенной готовности.

А вот когда объём топлива достигнет уровня неснижаемого остатка (ориентировочно 28-29 марта), на предприятии введут режим чрезвычайной ситуации. Но и в таком режиме станция сможет проработать не более недели. И если за это время ситуация не разрешится, станцию остановят. А теплоснабжение потребителей, которых не удастся переключить на другие источники, полностью прекратят. Напомним, сегодня станция обеспечивает теплом порядка 45% потребителей краевого центра.

Реакция властей

Потому не удивительно, что одними из первых на прекращение поставок угля отреагировали власти города. На официальном сайте властей краевого центра Игорь САВИНЦЕВ, глава администрации города Барнаула, заверил горожан, что со своей стороны власти города сделают всё возможное, чтобы обеспечить нормальное прохождение и завершение отопительного сезона.

Кроме того, по информации краевых СМИ, барнаульский градоначальник обратился с письмом в Сибпромжелдортранс с просьбой подавать вагоны с углём на станцию до конца отопительного сезона, несмотря на долги станции. Но, в то же время, отметил, что сложившаяся ситуация – исключительно спор двух хозяйствующих субъектов, и она не должна отражаться на теплоснабжении населения. А поставщик услуг несёт полную ответственность за надлежащее обеспечение теплом потребителей.

Долгие споры

– Абсолютно справедливо, – отмечает Игорь Лузанов, – Такие споры должны разрешаться исключительно в правовом порядке и не создавать угрозу для жителей города. Мы изыскиваем все возможности, чтобы ежедневно вносить оплату на счёт этой компании, не раз пытались с ними договориться.

К слову, за поставленные энергетиками услуги потребители должны барнаульским предприятям СГК порядка миллиарда рублей. Да и в сложившихся экономических условиях банки не спешат предоставлять кредиты. Тогда руководство станции предложило партнёру график погашения имеющейся задолженности при сохранении текущих платежей.

– Мы разработали график, исходя из финансовых возможностей нашей компании, он предусматривал полное погашение задолженности до конца первого полугодия 2015 года. К сожалению, такой вариант СТПЖ не удовлетворил, – продолжает Игорь Лузанов. – И не дожидаясь окончания отопительного сезона, когда можно было бы спокойно разбираться дальше без невольного вовлечения горожан в наш спор, они пошли на крайние меры.

Удивительно, но, действуя таким образом, СПЖТ поступает не очень дальновидно. Ведь из-за ограничения поставок угля уже в ближайшее время станция перестанет работать, а, значит, зарабатывать не сможет. Это не ускорит выплату долга, а скорее грозит тем, что платежи в адрес компании могут прекратиться совсем.

Впрочем, руководство станции такому поведению своих партнёров-монополистов совсем не удивляется. Ещё свеж в памяти февральский инцидент, похожий, к слову, на сегодняшний, когда железнодорожное предприятие начало действовать по известной формуле «утром деньги – вечером стулья» и заблокировало доставку ряда грузов на ТЭЦ.

– Да, начиная с февраля текущего года, предприятие, пользуясь своим монопольным положением, с 18 февраля заблокировало доставку вагона с технической солью для станции, с 27 февраля по 11 марта – цистерны с серной кислотой и едким натром для ТЭЦ-2, – перечисляет Игорь Викторович.

Как отмечают специалисты, это не только создало угрозу нормальной работе станций, но грозило риском возникновения чрезвычайной ситуации, причинения вреда людям и окружающей среде.

Тарифы

Однако не только ультимативный, больше похожий на шантаж, способ общения возмущает барнаульских энергетиков. Есть и другой, более серьёзный повод, а именно – тарифы, по которым железнодорожная компания поставляет уголь в Барнаул.

Дело в том, что в 2014 году тариф Сибпромжелдортранса для Новосибирской области составлял 59 рублей за тонну, алтайские же потребители платили за эту же услугу в 2,35 раза больше – 138,9 рубля. Энергетики оспаривали установленные тарифы в суде, и даже выиграли заседание в краевом суде. Но в феврале Верховный суд признал установленные тарифы законными. На чём и стоят сегодня железнодорожники.

Однако тем, что выяснилось в ходе тяжбы, очень заинтересовались правоохранительные органы.

Как писали региональные СМИ, уже первые результаты проверки показали, что железнодорожники дважды учли в тарифах покупку одного тепловоза – в Новосибирской области и Алтайском крае. При этом фактически приобретённый за 44,8 млн рублей тепловоз в алтайском тарифе учли по 59 млн рублей, в новосибирском – по 50 миллионов.

Из-за этого завышения цены техники тариф на подачу и уборку вагонов в крае завышен на 4,4 рубля за тонну, а ущерб, нанесённый потребителям, составил 1,1 млн рублей.

Также в полиции разберутся, имело ли право предприятие включать в статью «основные средства» охотничью базу и социальные объекты, которые, понятно, в производстве задействованы быть не могут. И могла ли такая самодеятельность повлиять на завышение алтайских тарифов.

Напомним, формирование тарифа сегодня расследуется в рамках уголовного дела, возбуждённого отделом полиции № 4 УМВД по Барнаулу 31 декабря 2014 года по признакам мошенничества в особо крупном размере.

Кстати

На днях барнаульский филиал «СГК» направил в УФАС по Алтайскому краю заявление о нарушении антимонопольного законодательства со стороны «СПЖТ».

В заявлении сказано, что частная компания, пользуясь своим монопольным положением (на рынке услуг по подаче/уборке вагонов потребителям на участке железнодорожного пути необщего пользования СПЖТ, примыкающего к станции Барнаул), в отопительный период 2014-2015 года не совершает действия по подаче и уборке вагонов на теплоэлектростанции.

Эти действия, по мнению энергокомпании, являются ничем иным, как злоупотреблением доминирующим положением, чего закон не допускает. И потому энергетики просят антимонопольный орган провести проверку по доводам, изложенным в заявлении, а также вынести предостережение о недопущении прекращения поставки вагонов угля и химреагентов.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах