Взаимосвязь между наполнением местной казны и социально-инфраструктурным состоянием «прилегающей» местности на уровне здравого смысла понимают сейчас многие земляки. Валентин Савельевич, житель, по его словам, «обычной сельской глубинки», в их числе.
Высказываясь, как и некоторые другие наши читатели, по теме прошлого номера «Где в крае жить хорошо», он, в частности, кивнул на упоминавшееся благополучие Благовещенского района:
– Конечно, у благовещенцев есть серьёзное предприятие! А что и откуда взять, если на весь район полтора фермера, несколько магазинов, парикмахерская и лавка ритуальных услуг?
Где главный источник?
Мы коллегиально голову сломали, но так и не смогли угадать, в каком из наших районов вся экономика может быть представлена столь кратким перечнем. А вот Валентин Савельевич не угадал в том, что градообразующие и другие солидные предприятия – прямые и главные «поставщики» финансовых потоков в бюджеты муниципалитетов, на земле которых расположены. Хотя, конечно, стабильные производства, обеспечивающие месту нахождения занятость и зарплату, – большой плюс. Уже потому, что, по словам Александра РОМАНЕНКО, председателя комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике, главным источником местных доходов был и остаётся налог на доходы физических лиц (здесь в крае в лидерах Благовещенский район с 6017 рублями на одного жителя, Змеиногорск с 4273 руб.; самые низкие показатели – в Быстроистокском и Крутихинском районах с 1596 и 1753 руб., – ред.).
Следующий налог, который в большой степени поставляет средства в местные бюджеты, – земельный (в полном объёме остаётся на местах!). В этом смысле достаточно весомыми, по оценке Романенко, являются и неналоговые доходы, в т. ч. арендная плата за земли, госсобственность на которые не разграничена. И вот этот ресурс, по мнению краевых властей, во многих районах остаётся в широком смысле недооценённым, начиная с того, что тысячи земельных участков остаются безхозными и никого не «кормят».
Тут снова уместно «кивнуть» на Благовещенский район, который, несмотря на присутствие промыщленного «Кучуксульфата», всё-таки аграрный. И в нём ценность земли как таковую научились переводить в буквальную ценность. Как рассказала Антонина ЖУМИГИНА, глава района, их земельный фонд составляет более 369 тысяч гектаров, где 250390 га – земли сельхозназначения. В конце прошлого десятилетия, когда в районе начали целенаправленную работу по их постановке на учёт, общая площадь земель фонда перераспределения составляла всего 4678 га, в бюджет от их аренды поступало 1 млн 359 рублей. Вся эта земля обрабатывалась, просто многие участки не были оформлены должным образом, т. е. налоги с них не платились. Представители райадминистрации побывали в каждом из 12 поселений, вместе с их главами изучали карты территорий, всю землю перемежёвывали и ставили на кадастровый учёт (не обошлось и без судебных споров). Но сейчас в Благовещенке земель фонда перераспределения – более 43 тысяч га, и все они «работают».
А в начале этого десятилетия в районе вплотную взялись за невостребованные земельные доли. В частности, были оформлены такие – общей площадью без малого 800 га – в Леньковском и Орлеанском сельсоветах. Потом эту землю провели через торги, что, подчеркнула Жумыгина, «тоже позволило увеличить доходы местного бюджета». По результатам торгов средняя арендная плата за гектар пашни составила 474, 63 руб., договоров аренды было заключено более чем на 8 млн рублей.
Кого «кормилица» кормит
По информации Сергея СЕРОВА, председателя комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию, общая площадь земель фонда перераспределения в крае составляет 2,2 млн га, а общая сумма арендной платы за них – 660 млн рублей. Ставки аренды устанавливаются для каждой территории её законодательным органом (по определённой формуле, конечно, – ред.), в 2014 г. федеральный законодатель снял с муниципалитетов ограничения по определению их максимальных размеров.
– Но не все районы при существующем на сегодня дефиците бюджетов воспользовались представившейся возможностью увеличить их доходную часть, – посожалел Серов на состоявшемся на днях заседании Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами муниципальных образований (они как раз и утверждают местные бюджеты!).
К примеру, Шелаболихинский район понять можно, рассуждает предкомитета, там последние 3 года не увеличивали ставки арендной платы, но у них одна из самых высоких в крае за пашню (459 руб./га). Но совсем не понятна позиция властей Рубцовского района, где за то же время подняли ставку лишь на 63 рубля, при том, что она стала всего 195 руб./га., хотя в соседних районах арендная плата в разы выше. Или вот в Усть-Калманском районе плата за гектар пашни всего 151 рубль, самая низкая среди окружающих территорий, хотя дефицит бюджета в 2015 г. в районе составил 6 700 тысяч рублей.
Отсюда следует логичная рекомендация законотворцам местного уровня «рассмотреть вопрос возможности увеличения ставок арендной платы за земельные участки из земель фонда перераспределения с учётом эффективности их использования».
Воспользуются этой рекомендацией районные власти или с удвоенной энергией возьмутся за неформальную занятость, или за что другое, не зависящее от присутствия/отсутствия в зоне ответственности крупного бизнеса, но об увеличении доходов им думать придётся не только на этот год.
– Сложившаяся экономическая ситуация не позволяет гарантировать дополнительные бюджетные поступления на поддержку муниципальных образований, – говорит Иван ЛООР, спикер АКСЗ. – Чтобы предупредить проблемные ситуации, нужно усилить работу по пополнению собственной доходной базы. То, что резервы в этом направлении есть, мы можем убедиться на примерах некоторых районов.
Кстати
В 2015 году государственными инспекторами по использованию и охране земель Управления Росреестра по Алтайскому краю выявлено 3502 нарушения земельного законодательства, выдано 2940 предписаний об устранении нарушений. К административной ответственности было привлечено 1713 лиц. За нарушения земельного законодательства госин- спекторами Управления было наложено штрафов на сумму 4894,74 тыс. рублей.
Мнение власти
Сергей СЕРОВ, председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию:
– Безусловно, нельзя судить о работе органов местного самоуправления муниципальных районов над увеличением доходной части бюджетов исключительно только по величине арендной платы за 1 га пашни фонда перераспределения. Так, никто, конечно, не поставит в упрёк Угловскому району тот факт, что у них величина арендной платы всего 60 руб. за 1 га, у них почва – один песок и осадков выпадает за год менее 220 мм. Поэтому урожайность сельскохозяйственных культур не велика, и арендную плату с неё большую не возьмёшь…Поэтому в каждом районе свои индивидуальные причины низких ставок арендной платы и, естественно, представительным органам местного самоуправления районов нужно очень аккуратно и продуманно подходить к вопросу увеличения ставок арендной платы.
Им необходимо знать реальную урожайность сельскохозяйственных культур, реальную прибыль, получаемую с 1 га пашни, и исходя из этих показателей устанавливать ставки арендной платы, чтобы она была посильной для сельхозтоваропроизводителей и не привела их к банкротству.
Кроме того, устанавливаемые ставки арендной платы должны быть дифференцированы и стимулировать развитие животноводства в районе, которое является приоритетным направлением развития сельскохозяйственного производства в крае.
Крайних быть не должно
– Консолидированный бюджет нашего района – 263 млн 555 тыс. рублей, из них 114 тысяч – собственные доходы. Если раньше мы ежегодно получали дотации из краевого бюджета порядка 36 млн руб. в год, то в сейчас живём за счёт собственных доходов.
Львиная доля местного бюджета – это налог на доходы физических лиц. Мы собираем 68 млн 220 тыс. руб. этих налогов… На протяжении нескольких лет работает межведомственная комиссия по легализации трудовых отношений. На неё приглашаются те руководители хозяйств и физические лица, которые не стоят на налоговом учёте. С ними мы ведём в т.ч. и индивидуальную работу, а при необходимости есть много форм и методов, чтобы создать общественное мнение, чтобы эти люди платили налоги в бюджеты всех уровней. Сегодня эта форма даёт довольно ощутимые результаты.
Формирование и исполнение районного бюджета невозможно без полного взаимопонимания и взаимодействия, равных и парт- нёрских отношений двух ветвей власти и поддержки общественности. Сегодня мы все решаем одну задачу, и когда принимается бюджет любого уровня, депутат представительного органа и общественность понимают, что ответственность лежит на них, и крайнего нет.
Валерий КИРЮШКИН, глава Завьяловского района