Недавно иерей Павел Тайченачев пополнил число блогеров на YouTube. Настоятель Успенского храма из села Шебалино Республики Алтай назвал свой видеоканал многозначно – «Трезвый батя».
Корреспондент АиФ-Алтай пообщался с отцом Павлом и узнал, что заставляет современного священника искать аудиторию в сети.
Блогер без хайпа
Елена Чехова, АиФ-Алтай: Отец Павел, что сподвигло вас стать «трезвым батей»?
Отец Павел: Свой блог я назвал так потому, что, во-первых, моя должность в епархии или, как мы говорим, церковное послушание - ответственный за утверждение трезвости. Ну а второе, это то, что сам я выбрал и более десяти лет придерживаюсь сознательной трезвости. Потому хотел бы поделиться и с другими людьми опытом трезвой жизни.
Насколько эта проблема актуальна, наверное, все понимают. По данным государственного здравоохранения и правоохранительных органов, в России из 145 млн населения примерно 20 млн – люди с алкогольной зависимостью и 7-8 млн – наркоманы. Увы, в 90-е годы пропаганда этого порока была в нашей стране особенно разнузданной, и многие люди попались на этот «крючок». Да и до сих пор мы видим торжество порока в фильмах и телепередачах, в интернет-пространстве. Но если есть такое воздействие, то должно быть и противодействие. Конечно, я не думаю, что зрители моего блога массово перестанут пить. Но как человек верующий я понимаю, что когда предстану перед Богом на Суде, Господь спросит: «Ты же видел, как много людей вокруг страдают от алкогольной зависимости и от наркотиков. Что сделал ты, чтобы этому воспрепятствовать, чтобы показать молодому поколению другой путь?» , и ответ держать придется… Поэтому я без фанатизма, но по мере своих сил стараюсь сам придерживаться трезвых правил, и транслировать свою позицию другим, показывать добрый пример тем, кто рядом.
- Уже есть отклики зрителей?
- Сейчас у меня там чуть больше 100 подписчиков. Честно говоря, я особо не беспокоюсь о количестве. У меня такой задачи нет. Для меня важно оставаться самим собой, жить своей жизнью, выполнять свое основное предназначение и послушание – быть настоятелем сельского храма. А Интернет – это вспомогательное средство. Отклики есть, есть комментарии, советы. Стараюсь общаться, вникать, что-то принимаю, с чем-то спорю.
- Почему для общения выбран формат столь необычный для священнослужителей, которые воспринимаются обывателями как достаточно консервативные люди?
- Cвященники - консервативные люди, прежде всего, в нравственном отношении. Мы придерживаемся традиционных ценностей. Ну, например, если священник семейный, то у него многодетная семья. Священник – всегда патриот, который любит свою Родину. И так далее. Но это – нравственные категории. А что касается восприятия современных технологий, то, если они могут послужить на пользу нашим ближним, на их использование нет никакого запрета. Наоборот, есть благословение и Святейшего Патриарха Кирилла, и архиепископа Горноалтайского Каллистрата на то, чтобы заниматься утверждением основ трезвости в том числе с помощью современных средств коммуникаций.
К тому же, сегодня молодежь очень мало общается с родителями, со старшими, а в селе очень редко молодые люди ходят в храм сколь-нибудь регулярно. Зато очень много времени молодые проводят в Интернете. И я подумал: раз есть такая возможность, стоит ею воспользоваться и обратиться к своим односельчанам, к соотечественникам через Youtube. Почему бы и нет?
Большая семья – норма
- В вашей семье 9 детей. Они не «пропадают» в компьютерном мире?
- Наши дети не очень отличаются от любых других детей. Занимаются спортом, танцами, рисованием. У них разнообразные интересы и многочисленные обязанности по дому и хозяйству.
Конечно, они любят смотреть мультфильмы, и мы включаем те передачи, которые они просят. Но весь информационный поток мы, родители, контролируем, потому что понимаем, что маленькому человеку может нанести вред какой-нибудь неблагоприятный контент.
- В бытовом плане насколько сложно нести такой родительский подвиг?
- Я бы избегал каких-то высоких или пафосных слов в этом отношении. И вот почему. Мы не считаем свою семью какой-то особенной. Мы считаем свою семью нормальной. Еще 100 лет назад семья в 5-8 человек считалась обычной русской семьей. Если же у мужа с женой было всего двое детей, то это воспринималось как исключительный случай: может, они больны или есть какие-то другие ограничения, из-за которых не могут рожать.
Что касается бытовых условий, то до 30 лет я прожил в Барнауле. Но теперь уже почти 15 лет мы живем в селе. И считаем, что для нормальной семейной жизни, для того, чтобы большая семья имела возможность жить, развиваться, хорошо питаться, конечно, сельские условия предпочтительнее. У нас свой огород, мы держим корову, телят, хозяйство… Это очень важно, потому что из магазинов всего не накупишься и не наносишься. Конечно, еще жилищные условия важны. В городе какой же должна быть квартира для такой семьи, как наша? Целый этаж, наверное, надо заселять! Мы же живем в селе и в ус не дуем! Даже немного сочувствуем горожанам. Ведь для нормальной жизни важны все четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. А в городе земля скрыта под толщей асфальта, нет чистого воздуха, нет открытой воды, нет огня (попробуйте разведите где-нибудь костер – сразу оштрафуют!). Человек находится постоянно в неестественной для него среде – живет на высоком этаже, в тесных комнатах, испытывает постоянный стресс от городского темпа и шума… Это все, кстати, отражается и на создании семей, на рождаемости.
Кстати, Республика Алтай несмотря на то, что это не самый богатый в материальном отношении регион, по рождаемости находится на 4 месте в России, а в Сибири – на втором. Это говорит о том, что люди здесь нормально себя чувствуют и имеют возможность рожать и воспитывать детей. Трезво мыслим, трезво живем.
- Тем не менее, молодежь убегает в большие города. Говорят: «На селе делать нечего». Как вы считаете, какие самые больные точки сельской жизни ?
- В романе Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский говорил, что разруха не в сортирах, а в головах. Не буду говорить за другие регионы, не знаю, как там в Рязани или в Псковской области. Я говорю о своем Шебалино, своем районе, о своей Республике Алтай. Может, у меня такой своеобразный взгляд, который отличается от других. Но я считаю, что ничего трудного в сельской жизни нет. Наоборот, в деревенской жизни много приятных моментов. Мы выходим из дома и видим прекрасную природу, слышим пение птиц, дышим свежим воздухом. Здесь тесное общение между людьми, каждый на виду, тем более – священник и члены его семьи. Поэтому мы несем большую ответственность за свои действия и слова.
А других особых отличий от городской жизни я не вижу. Если в советское время в сельских магазинах кроме морской капусты и папирос ничего невозможно было купить, то сегодня в каждом райцентре – супермаркеты, в которых ассортимент такой же, как в Барнауле или Горно-Алтайске. Информационно мы тоже не обделены. А в филармонию или музей так ли часто ходят сами горожане? Сельские жители вполне могут выехать с детьми в большой город и побывать и в бассейне, и на большом празднике, и в театре. Мы благодарим Бога за то, что Он дал нам возможность жить в селе.
- Вас как священника беспокоит количество сект и протестантских церквей в регионе? С чем связано их появление?
- Наибольший всплеск сект все-таки приходился на «лихие девяностые». Тогда это никак не регулировалось и не контролировалось. Приезжали странные люди с темными биографиями, вели какую-то непонятную деятельность. Сейчас же (в том числе благодаря действиям со стороны государственных органов) наведен определенный порядок.
Что касается сект, которые существуют, то они обычно появляются там, где либо православной церкви нет, либо она по каким-то причинам имеет слабые позиции. Ведь, как говорится, свято место пусто не бывает, а духовный вакуум заполняется чем придется… Но все же, я полагаю, что люди уже научились отличать истинное учение от духовных суррогатов.
- Отец Павел, представьте, что наши читатели – аудитория блога «Трезвый батя». Что бы вы им сказали?
- 11 сентября в календаре - Всероссийский день трезвости. И в этот же день церковь чтит память Иоанна Предтечи, вспоминает событие усекновения главы святого, который крестил Иисуса Христа. Злодейское убийство было совершено из-за пожелания на пьяном пиру у царя Ирода. В этот день проходят крестные ходы, совершаются молебны о людях, у которых есть алкогольная или наркотическая зависимость. У нас в епархии мы подготовили ряд видеороликов, в которых священнослужители говорят о трезвости. Эти ролики будут опубликованы в блоге «Трезвый батя» и на других ресурсах. Этим вкладом мы хотели бы призвать людей к сдержанному трезвому образу жизни, чтобы наши семьи были счастливыми и крепкими, народ многочисленным, чтобы наша Россия процветала, и чтобы люди благодарили Бога за то, что мы живем в таком прекрасном мире.
Священник Павел Тайченачев
Уроженец города Барнаула. В 1997-98 гг. работал внештатным корреспондентом в газете «Молодежь Алтая». В 2000-2004 обучался в Барнаульской Духовной семинарии, в 2004-2008 году – В Новосибирском православном богословском институте, проходил различные послушания в православных храмах города Барнаула. В 2005 г. епископом Барнаульским и Алтайским Максимом рукоположен во диакона, в 2007 г. – во иерея. Более десяти лет служит в Республике Алтай, в основном, в сельской местности. В семье Тайченачевых девять детей. Супруги Тайченачевы награждены орденом «Родительская слава», глава семьи – медалью «За заслуги перед Шебалинским районом».