Отец Александр – иерей храма Знаменского женского монастыря раньше был сотрудником отряда спецназа «Легион» краевого управления ФСИН России, инструктором по рукопашному бою и огневой подготовке. Службе в силовых структурах он отдал 17 лет, дважды был в командировках в «горячей» Чечне, видел столько человеческого высокого и низкого, страшного и прекрасного, сколько многие из нас не узнают за всю жизнь…
Сегодня кроме иерейских обязанностей в монастырском храме отец Александр окормляет верующих осуждённых в исправительных учреждениях Алтайского края. В беседе с коррепондентом АиФ-Алтай он рассказал об истинном покаянии, любви к Родине и о том, помогает ли боевое прошлое в его нынешней жизни.
По своим грехам
Елена Николаева, АиФ-Алтай: Отец Александр, многие считают, что людей, преступивших закон, трудно исправить. Имеет ли смысл «стучать» в их души? И можно ли до них «достучаться»?
Отец Александр: Каждого человека нужно исправлять и каждому нужно давать возможность исправиться. Зачастую люди, живущие в миру, находятся в слепоте. Они не видят своих духовных болезней и грехов. А у некоторых грехи не меньше, а порой и больше, чем у тех, кто отвечает за свои преступления в местах заключения. Как известно, после смерти человек проходит 20 мытарств. Первое мытарство – самое лёгкое. Но на нём гибнет больше всего. Это мытарство празднословия, пустой болтовни. Подумайте, как часто мы произносим праздные слова!... Поэтому покаяние нужно всем, абсолютно всем. А исправить преступников можно. Более того: этих людей бывает даже легче наставить на путь исправления. Когда человек физически оторван от видимого мира, когда ограничен в свободы, то, может, именно поэтому впервые всерьёз задумывается о душе. И наоборот: пока человек находится в мире и доволен, здоров, успешен, ему и исправляться-то не хочется, ему и так хорошо. Как один человек мне говорил: «Зачем мне креститься, когда у меня всё есть – и дом, и автомобиль, и семья, и бизнес. Мне ничего от Бога не надо». Потому Христос сказал: «Я пришёл призвать грешников, а не праведников к покаянию». Ведь не здоровые люди имеют нужду во враче, а больные. К слову, первый, кто попал в рай, – это разбойник, на кресте покаявшийся.
– А вы лично знаете примеры, когда преступник менял свою жизнь, обращался к Богу?
– Примеров таких немало. В истории самой Церкви немало подобных историй. Например, о Ефреме Сирине. Довелось ему однажды заночевать в доме пастуха. А ночью пришли разбойники и всё стадо увели. Несчастный пастух подумал, что Ефрем Сирин был наводчиком, сдал его властям. Заключённый в темницу, он унывал и даже роптал на промысел. Но во сне к нему пришёл ангел и сказал: «Ты думаешь, что сейчас ты невинно страдаешь? Но помнишь, семь лет назад ты обул в тряпки корову и увёл её у одной старушки? А у неё это было единственное пропитание. Поэтому и ты, и другие страждущие здесь находятся по своим грехам».
У меня лично есть пример, когда человек, который не один раз находился в местах лишения свободы, пришёл к самому настоящему искреннему покаянию. Он совершенно изменил свою жизнь. У него и семья есть, и ребёнок, и работа. Он стал церковным человеком. И до сих пор сокрушается: «Простит ли меня Господь?».
О любви и цельности
– Среди осуждённых, которые находятся на территории края, есть не только православные христиане, есть и мусульмане, и буддисты. Между ними не возникает конфликтов? И есть ли возможность в неволе соблюдать религиозные обряды?
– И для православных, и для мусульман существуют места, где они могут свои религиозные потребности реализовать. Разногласия между представителями разных религий, как и вообще между обычными людьми, бывают, но по-настоящему верующий человек с уважением относится к воззрениям другого человека. Ведь если я искренне люблю свою Родину, свою мать, то я уважаю и другого человека, который тоже любит свою Родину и свою мать. А если я презираю свою Родину и свою мать, то и другого человека оправдываю, коли он делает то же самое.
– Вы говорите о любви к Родине. Модная нынче тема. Но можно ли это чувство воспитать, взрастить в человеке?
– Есть организм – живой, сложный. И есть учёный-хирург, который разделяет этот организм на части, волокна и молекулы. И когда он начинает так делать, то организм уже не живой. Существует цельное состояние человека. Если начнёшь разделять: это – любовь к Отечеству, это – к семье, это – доброта, это – сочувствие, то мы перейдём к бесконечной цепочке множества «волокон». Но организм-то уже не живой, а мёртвый! Человек зачастую создаёт некую интеллектуальную схему и перед ним уже не истина, а эта схема, построенный им мысленный дом. А на самом деле всё гораздо проще. Как говорят: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там не одного».
Воин остаётся воином
– Ваше боевое прошлое сейчас помогает?
– Я в Церкви уже с 2006 года, поэтому что-то из прошлого во мне уже умерло, а что-то появилось другое. Но глубокие черты характера, конечно, сохранились, и они, конечно, помогают. Может быть, проявить настойчивость в чём-то. Житейского пустякового страха во мне тоже нет.
– Часто бывшие военные, сотрудники силовых структур входят в веру. В этом есть какая-то тенденция?
– Я говорю так: раньше я служил царю земному, а сейчас – Царю Небесному. Воин, он же воин не только в одной сфере. Поэтому люди, которые воевали с конкретным земным врагом, продолжают воевать с тёмными силами, с самим дьяволом. Изменяет мир молитва. Архимандрит Рафаил Карелин говорил, что одни и те же слова, сказанные людьми разного духовного уровня, имеют различное воздействие на душу человека. Только слова, насыщенные благодатью, глубоко проникают в душу и остаются в памяти, как бы выбитые на камне. К сожалению, миссионеры в наше время больше стараются показать свою эрудицию. Но ведь люди, в том числе учёные, ищут у миссионеров то, что они не получают в миру и в науке, ищут других, духовных, знаний, которые выше слова, хотя и передаются через слово...
– Недавно была Пасха. Есть шутка, что у нас этот праздник отмечают и верующие, и атеисты.
– Ну, что ж теперь… Разными путями человек приходит к Богу. Бывает, что под влиянием близких, которые просили его прийти в храм. Но бывает, что во время такого, казалось бы, случайного прихода на него сила Божия изливается.
– Согласитесь, есть определённый порядок в доме, в обществе. Почему некоторые люди переступают через эти правила? Наверное, из самомнения, которое от гордыни или из чувства протеста. Но ведь со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Господь прежде всего ищет смиренное сердце. А смиренный человек не будет якать и навязывать свои правила. Выражение смирения – в том числе и в покрытой платком голове, и в опущенных глазах, так как невозможно смиренному человеку смотреть пристально и дерзко в глаза собеседника. Недаром же говорят: хочешь жить легко и к Богу близко, держи сердце высоко, а голову низко.
– Но всегда ли сами священники соответствуют этому? Сегодня на форумах, в соцсетях, в комментариях часто звучат критические и даже иронические замечания в адрес морального облика некоторых служителей Церкви. И порой они небеспочвенны.
– Нет безгрешного никого, один Господь безгрешен. И духовенство – не какая-то каста, прилетевшая к нам с другой планеты, а люди, которые находятся в нашем обществе. Рядом с Иисусом находились 12 учеников. Один из них – Иуда – предал Его. Если такую же аналогию применить к нашему миру, то, думаю, что как раз двенадцатая часть находится в нездоровом состоянии. Но Церковь для каждого открыта, жаль, не каждый добровольно готов в неё прийти.
Александр Побединский.
С 1987 по 1989 гг. – служба в рядах Советской Армии, с 1991 по 2006 гг. служил в органах внутренних дел. В 2000 году окончил БЮИ МВД России. Инструктор по рукопашному бою и огневой подготовке. Награждён медалью «За отвагу». С 2006 года выполнял послушание алтарника. В 2008 году рукоположен в сан диакона, затем – в сан пресвитера. С 2009 года – штатный клирик Знаменского женского монастыря. Учится в Барнаульской духовной семинарии. Помощник начальника регионального УФСИН по организации работы с верующими.