Пока на въезде столицы Алтайского края красуются огромные буквы «Барнаул», жители села Шипуново пошли дальше и собрали легендарный танк. Именно он помогал советским войнам в самых тяжелых битвах, а теперь украшает юго-западный въезд в село.
Как создавался танк
«Захотелось показать именно этот танк, о котором мало кто знает. Когда люди говорят про 34-ый, в основном имеют в виду, Т-34 85, который стоит на постаменте у «Мира». Но он практически не принимал участия в битвах на территории советского союза, а уже добивал врага. А вся тяжесть войны легла на его предшественника Т-34 с коротенькой пушкой 76 миллиметров, с небольшой башней производства 1939 года. Мы решили восстановить историческую справедливость», - рассказывает руководитель клуба «Боевая колесница» Владимир Малахов.
Больше девяти месяцев мастера трудились над его созданием. Они реконструировали Т-34 по чертежам сталинградского завода сантиметр в сантиметр. Ходовая часть – единственная не родная деталь, ее взяли с артиллерийского тягача АТТ, разработанного в 1948 году. Все остальное мастера вырезали из металла, железа и стали. Толщину брони было решено не повторять точь-в-точь, чтобы конструкция не была слишком тяжелой. Но с виду может показаться, что броня такая же, как у оригинальных боевых машин. Впечатление складывается из-за сварочных швов, которые выполнены по специальному методу, который мастера стараются держать в секрете.
Днепровский рубеж
Техника, которую восстанавливают шипуновские мастера не стоит без дела. Боевые машины участвуют в репродукциях боев. В прошлом году в Алтайском крае впервые была проведена репродукция боевых действий на Днепре. В Шипуново собрались 119 человек из разных исторических клубов Барнаула, Бийска, Омска, Томска и Новосибирска. Исторический фестиваль организовали активисты по своей инициативе. В этом году Владимир Малахов планирует повторить военный сбор и сделать мероприятие традиционным.
Кстати
«Тридцатьчетверка» вошла в серийное производство с 1940 года. Уже через год боевые машины участвовали в различных сражениях Великой Отечественной войны. За годы производства Т-34 модернизировали несколько десятков раз. Его доработанный двигатель В-2-34 до сих пор используют в некоторых современных танках.