Примерное время чтения: 8 минут
504

Фотохудожник Павел Филатов: «Календарь – это квинтэссенция лучших снимков»

Павел Филатов и его новый календарь.
Павел Филатов и его новый календарь. Из личного архива

Барнаульский фотохудожник Павел Филатов издал календарь «Алтай 2018». Это четвертый краудфандинговый проект нашего земляка. До этого он успешно применил принцип «народных денег» для выпуска наборов открыток о Бийске и «цветущая Россия», а также календаря «Самые красивые пейзажи России». Вообще на крудфандинге фотограф собрал более полмиллиона рублей. Предлагаем читателям сайта altai.aif.ru интервью с фотомастером из Барнаула Павлом Филатовым.

Елена Чехова, АиФ-Алтай: Павел, какие алтайские пейзажи вошли в новый календарь?

Павел Филатов: Во-первых, хочу сказать, что для меня Алтай – единое пространство, единый экорегион. Поэтому я не разделял Алтайский край и Республику Алтай. В календарь вошли 12 фотографий плюс обложка. Это снимки как известных мест, которые входят в список Всемирного наследия Юнеско, так и малоизвестных, но очень красивых. Это озеро Светлое (Лебединое), Кызыл-Чин («марсианский» Алтай), гора Елтош, цветущий маральник на горе Луковка, долина Семи озер, Телецкое озеро, озеро Поперечное, водопад Учар, Гейзерное озеро, Курайская степь, река Катунь, барнаульский ленточный бор.

Вообще-то я календарь «утеплил». То есть те кадры, которые сняты, например, в июле, поместил, например, в весну или осень. Потому что, как показали опросы, нам, сибирякам, хочется «удлинить» лето. Мы, конечно, любим зиму, но она в наших краях слишком длинная – с октября по май. Поэтому мы хотим, чтобы она была покороче.

Страница календаря.
Страница календаря. Фото: Павел Филатов

- А сам какое время года любишь?

- Независимо от того, что клещей тьма, - конец апреля - начало мая, когда маральник просыпается, когда все цветет. Но я люблю и осень. И первый снег… В августе сложно снимать: снег в горах почти растаял, а трава уже выгорела. Январь – суровый месяц. Хотя и тут можно найти моменты. Например, на Телецком озере, когда брызги прибоя покрывают льдом камни и прибрежные кусты. Я уже хорошо знаю Алтай и поэтому, наверное, в каждый сезон смогу найти «изюминку».

Ты так много фотографируешь Алтай, что невольно возникает вопрос: что нового можешь здесь найти?

- Жизни не хватит на то, чтобы снять весь Алтай. Есть много мест, в которых я еще не был и не знаю, буду ли когда-нибудь. Например, высокогорное озеро Джулукуль, или Чулышманское нагорье, или Осиновые озера... Я являюсь сотрудником Тигирекского заповедника и скажу откровенно: можно всю жизнь только один этот заповедник снимать – настолько много интересного всего!

Такой календарь – не просто украшение интерьера, он может человека сподвигнуть поехать, воочию увидеть такую красоту…

- Я не люблю, когда фотографии просто лежат, и никто их не видит. Они должны работать. И не только в соцсетях, в недрах Интернета. Человек повесит у себя календарь и будет каждый день смотреть на фотографии. Каждая - не просто удачный кадр. Я над некоторыми работаю в течение нескольких лет. Например, присмотрел сюжет и начинаю фантазировать: как, например, он будет выглядеть, когда расцветет маральник, а что будет, если снегом покроется, а если такая-то облачность или свет будет контурный, ночной, утренний? И когда картинка складывается в ту, о которой я мечтаю, такие кадры я и беру. Календарь – это квинтэссенция лучших снимков. И хорошо, если они будут вдохновлять людей путешествовать, менять свою жизнь.

Вместе со мной над этим проектом работал Данил Снитко из Punk You Brands. Это брендинговое агентство входит в топ-10 по России. Ребята крутые, творческие. Я у Данила часто спрашиваю совета. Мы с ним в некоторых проектах уже участвовали - делали фильмы по Алтайскому краю, альбом по Барнаулу.

- Расскажи историю какого-нибудь одного своего кадра.

- Например, снимок апреля – цветущий маральник на горе Луковка. Я был с супругой Еленой. Мы уже были усталые, залезли на Луковку. Пришлось долго ждать, погода шансов не давала. Я стоял на самом краю скалы, чтобы снять маральник. Он такой нависающий был. Очень пасмурно, шел дождь. И солнце уже было закатным. А в горах темнеет даже раньше. Еще полчаса до заката, а солнце уже за гору зашло и - темно. И вот этот момент самый пиковый: когда солнце чуть-чуть коснулось хребта, выглянуло на миг из-за гор и его лучи осветили маральник. Казалось бы, простой снимок, но он мне так непросто дался!

- Тяжела участь фотохудожника?

- Если бы мне это не нравилось, я бы этим не занимался. В том и драйф, что ты ждешь момент, думаешь, анализируешь, замечаешь какие-то подробности, детали, чувствуешь, что смена погоды скоро наступит, а тогда получаются самые интересные снимки.

Да, иногда приходится далеко ехать за своим кадром. Но во главу угла я ставлю не путешествие. Я - собиратель тех моментов, тех решающих, топовых моментов, когда сюжет, композиция, свет , ракурс – все складывается в одно. Когда чувствуешь параллелизм между своим внутренним миром, своим видением прекрасного и моментом внешнего мира.

Страница календаря. Фото: Павел Филатов

- Расскажи о своем опыте в краудфандинге.

- Как в любом деле, в краудфандинге нужно иметь именно опыт. Важно знать, как правильно написать проект, как правильно предложить людям, чтобы они тебе доверили. Когда у тебя все больше и больше проектов, они начинают доверять, видят, что ты четко выполняешь свои обязательства. Если речь идет о печатной продукции, то желательно печатать уже в ходе компании. Кстати, у меня календарь уже отпечатан и сейчас собирается. Той суммы, которая заявляется на платформе, не факт, что будет достаточно. Но большую сумму заявлять рискованно: не соберешь заявленную, тебе не отдадут даже те деньги, которые пришли. Если заявил одну, а собрал большую, это не значит, что ты крут и «в шоколаде». Все равно все пойдет в проект: больше платят – больше будет тираж.

Сейчас наметилась интересная тенденция. И крупные и мелкие издательства начали краудфандинговые проекты запускать. Им это интересно, потому что это уже пиар издания. Во-вторых, они могут понять, какой будет спрос. И в третьих, идет предоплата.

Вначале я испытывал какое-то стеснение: вроде попрошайничаю. Да, пришлось ломать стереотипы. Ведь если посмотреть с другой стороны – а что такого, если на выходе все довольны? Люди довольны, что получат календарь, который не купишь в магазине, что он качественный и его не стыдно подарить. Автор доволен, что удовлетворяет свои творческие амбиции. Регион доволен, потому что сюда привлекаются деньги из других регионов на поддержку местного производителя (типографии). Наконец самому региону идет пиар. Иногда можно много «бла-бла» про регион, а иногда можно увидеть крутой снимок и сказать: «Вот это красота! Хочу ее увидеть воочию».

Мы каждый год делаем набор открыток. Немаленькими тиражами – 2-3 тысячи штук. Наверное, если считать отдельными открытками, то их больше полутора миллиона выпустили. Посткроссеры их отправляют по всему миру. Представьте, полтора миллиона видов нашего края и соседней республики разлетаются от Аргентины до Гренландии.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах