Барнаул ждет эльфийско-хоббитовский август. В конце следующей недели на фестивале «Краски жизни» будут представлены танцы Среднеземья, затем повторятся 13 августа под открытым небом возле театра драмы. А 15 августа на территории «Культурного пространства «Соль» пройдет большой танцевальный вечер, посвященный сказочному миру эльфов, гномов, хоббитов, орков и волшебников.
Как хиппи
Надо сказать, первые эльфы появились в Барнауле и его окрестностях в 90-х годах прошлого века. Поиск собственной идентичности в условиях идеологического вакуума и свободы самовыражения привёл многих молодых, а зачастую уже и поживших, людей в ролевые игры.
Рыцари Круглого стола, прекрасные дамы, эстетика средневековья – всё было востребовано. Появился спрос и на сказочных персонажей и их вселенные. Очень кстати пришёлся роман-эпопея английского писателя Джона Толкиена «Властелин колец» и другие книги о мире Среднеземья. На Западе бум интереса к эльфам и хоббитам пришёлся на 60-е годы XX века и расцвет движения хиппи, а в Россию толкиенизм пришёл с опозданием – «Хоббит» в СССР считался только детской сказкой.
Когда идеологический занавес рухнул, а книжные полки заполонили книги Профессора (так толкиенисты называют своего автора), в ленточных борах под Барнаулом стали появляться странные персонажи – с деревянными мечами, в плащах и, почему-то, босые. Большинство горожан смотрело на них как на чудиков, пока в 2001 году на экраны не вышел первый фильм Питера Джексона из кинотрилогии «Властелин колец». Мир Среднеземья стал известен широким массам, а его персонажи полюбились даже тем, кто не берёт в руки книги.
Накануне целой череды мероприятий по миру Среднеземья мы расспросили о них Анастасию ГРИШИНУ, искусствоведа и преподавателя старинных танцев из Санкт-Петербурга, в недавнем прошлом жительницу г. Барнаула, одного из организаторов культурной акции.
Глубокая проработка
– Анастасия Викторовна, что ждёт Барнаул 15 августа?
– Мы планируем провести танцевальный вечер, который называется «Танцы в Среднеземье». Фактически это костюмированная танцевальная вечеринка с различной современной музыкой, под которую танцуются схемные танцы XVIII-XIX века – те старинные социальные танцы, которые давно изучаются в Барнауле. Известные нам схемы мы переложили на различные характерные мелодии, которые выражают наши ассоциации с миром Толкиена. Там будут и пафосно-пронзительные эльфийские вальсы, и плясовые хоббитов на основе народных английских контрдансов. И разудалые оркские пляски, и назгульские хороводы. Сами старинные танцы изучают в Барнауле уже двенадцатый год, и периодически студия «Северная сторона» проводит тематические танцевальные вечера. Но посвящённых Среднеземью в этой студии ещё не было. Единственный опыт подобного рода был восемь лет назад – историко-культурный центр «Аваллон» проводил вечер по миру Толкиена. Танцевальная часть вечера тогда была небольшой, это, в большей степени, был вечер общения – пир при свечах, сказочные костюмы, много импровизации. Очень душевно и глубоко. Сейчас идею танцев Среднеземья мы пытаемся воплотить на новом, более широком уровне, не столько вечер героев Толкиена, сколько вечер толкиенистов.
– Как готовятся барнаульцы к танцевальному вечеру?
– Два раза в неделю я преподаю старинные танцы, адаптированные под сказочный мир, а также читаю лекции по костюмам Среднеземья. Две кинотрилогии Питера Джексона – «Властелин Колец» и «Хоббит» – дали много в плане визуализации образов персонажей. Не все с такой трактовкой согласны, но стоит признать, что в фильмах костюмам уделено очень большое внимание, они проработаны в мелочах и отражают характер, историю персонажей. Скажем, у гнома Дори роскошный костюм в полоску близкий эпохе Возрождения, по наряду Балина видно, что он богат, а орнамент на его рукавах выдаёт в нём специалиста интеллектуального, а не физического труда, Бомбур одет в мягкие одежды, которые не мешают ему много кушать, а у Ори, как у самого юного гнома из участников похода, почти подростка, есть характерные варежки и шарфик, заботливо кем-то связанный и совсем мягкие сапожки, не подходящие для авантюрного путешествия. То же самое с людьми, хоббитами и эльфами – по костюму сразу виден статус и род занятий. Если персонаж торгует с северными народами – у него есть элементы наряда из оленьей шкуры, если эльфийские лучники действуют издалека – они предпочитают наряды с камуфляжной окраской, но если им в условиях Лихолесья приходится встречаться с врагом близко – в костюме больше защитных элементов, и он проще по покрою и окраске.
На мир с интересом
– Почему всё-таки Среднеземье, чем оно интересно жителям края?
– Это не только Алтайский край, это общемировая тенденция. Выход двух кинотрилогий по книгам Джона Толкиена сделал интерес к этому сказочному миру массовым. Самое главное, что заложено в этих историях – они глубокие, красивые, многогранные, повествующие о дружбе, самореализации, гуманизме и любви. Причём любви сказочной, а не плотской. В книгах любви, можно сказать, почти нет – в фильме её больше, но большая заслуга режиссёра Питера Джексона, что он не поддался искушению поэксплуатировать эту тему в угоду массовой культуре, а оставил любовь в фильме чистой и целомудренной. В фильме «Хоббит» в образе Тауриэль есть женственность, но нет провокаций и намёков в виде открытых декольте и голых коленок.
Да, в чём-то мир Среднеземья – идеализация. Но очень качественная. Здесь, как в сказке, чудеса по щелчку пальцами не случаются. Чтобы чего-то добиться, нужно пройти испытания. Есть конкретное зло, конкретное добро. И читатель, зритель, вместе с персонажами всегда имеет возможность ориентироваться, каким путём идти, что в итоге получить. Именно о такой чуткой, высокой системе координат, как мне кажется, мечтает каждый человек, который задумывается о себе и своём месте в этом мире. В этом один из секретов популярности мира Среднеземья.
Особенно часто вопросы добра и зла возникают в подростковый период, когда происходит становление личности. И у многих тяга к поиску ответов сохраняется до конца жизни. Мы живём в очень сложное время, когда всё слишком запутанно, особенно сейчас, когда много информационных наслоений. А в Среднеземье всё понятно – есть орки, Саурон и свои методы борьбы со злом.
– Но всё-таки мир Среднеземья больше подходит подросткам?
Книги о Среднеземье – это отправная точка. Меня в своё время они привели к изучению мифологии, танцев, костюма, фольклора, в широком смысле совершенно разной культуры – и не только европейских стран. Пожалуй, только культура Африки пока находится вне моих интересов. И всё это началось после знакомства с миром Толкиена. Казалось бы, фантазийный мир, но это возможность взглянуть на наш реальный мир шире, глубже и с интересом.
– Какие они, современные толкиенисты?
– Люди, которые увлечены Среднеземьем, часто творческие. И это проявляется во всех сферах бытия. В заботе о своих близких, благотворительности, возможности быть больше, чем ты есть изначально. Они хотят делать больше в жизни, находить в себе силы и ресурсы, душевные и физические, для этого.
Сегодня среди поклонников Толкиена много умных, замечательных, состоявшихся людей, и благодаря им над толкиенистами уже не смеются, а принимают, изучают явление, пишут научные работы. Интерес сохраняется и даже растёт. Когда мы в Петербурге 14 февраля проводили вечер Среднеземья, то планировали, что в наш маленький танцевальный зал придёт около 30 человек. А пришло около 80 – все были в восторге и счастливы. Хотелось бы, чтобы и в родном для меня Барнауле мероприятия в августе прошли красиво, порадовали многих людей.