Заглянуть в глубь веков смогли посетители выставки «Древний лик Исраэль». Мастер-ювелир в восьмом поколении Бен Цион Давид привез в Барнаул вещи, которыми каждый день пользовались его предки-йемениты (йеменские евреи).
Это часть того, что он собрал в своем музее в Старом Яффо: одежда, предметы быта и инструменты для ремесла – они такие, какими были во времена Первого Храма.
А еще Бенце проводил в Барнауле мастер-классы по древнейшим технологиям серебряной филиграни. Это – чудо!
Сибирь манила…
– Замечательно, что вы приехали с такой красивой выставкой именно сейчас, зимой, когда хорошие эмоции нам особенно нужны…
– Я в принципе не понимаю, как люди здесь живут. Если я просыпаюсь в 6-7 утра, как привык, и нет солнца – для меня это очень странно.
– Ну, везти такую выставку в Санкт-Петербург или Москву – это понятно. А почему в Сибирь?
– Когда я был маленьким, слышал много всяких историй про Сибирь. Это место очень интриговало мою фантазию! А что касается интереса к выставке, то я считаю, что об этом должны знать все – и в Израиле, и в Европе, и в Америке, и в России.
Сами подумайте: мы изучаем историю таких великих наций, как Древняя Греция, целых империй, как Древний Рим. Но они при всей своей мощи исчезли, их больше нет.
Я уверен, что в культуре моего народа есть такие важные «семена», которые позволяют ему существовать более 5 тысяч лет! Узнать об этом, увидеть древние технологии важно для того, чтобы люди тоже начали искать нечто подобное в себе – связь со своей душой, со своими корнями...
Знаете, сколько бы я ни ездил по миру – объездил Европу, Америку, Австралию, нигде не видел такой жажды познания, как в России. Те же американцы: пришли, все украшения скупили и ушли.
А в России люди «голодны» до духовного. Может, потому, что Россия пережила много трагедий. Я нигде в мире не видел, чтобы в воскресенье, к 9 часам утра пожилая женщина с внуком пришла в музей. А в России увидел!
Чистая линия
– Что является основой выставки «Древний лик Исраэль»?
– Основой является древнейшая культура, которой больше двух тысяч лет. Ее сохранили и привезли в Израиль мои родители, выходцы из Йемена. Сейчас есть опасность, что наша древняя культура исчезнет.
– То есть, живя среди арабского населения, ваши предки в большей мере могли сохранить свои традиции, чем в Израиле?
– В этом нет ничего удивительного: живя среди мусульманского населения, они больше всего опасались полной потери собственных корней.
Поэтому поддерживали внутриродовые связи, например, женились на троюродных сестрах, чтобы каким-то образом сохранять в чистоте свою культурную линию. Если человек хочет сохранить что-то, он сидит тихо-тихо. Йемениты не делали никакого шума, жили мирно с окружающим населением.
Они одевались, выглядели, говорили и думали как при царе Соломоне, жили без телевидения, без радио, никогда не видели самолетов, ничего не знали про Гитлера…Когда же они приехали в Израиль, то увидели современный мир…
– А современному миру нужны вековые традиции?
– Такая древняя культура, которая поддерживается в каждодневном быте, в ритуалах, в традициях, она была дана для того, чтобы оставаться людьми, а не для того, чтобы наблюдать за этим. Может, поэтому я привез сюда не застывшую, а абсолютно живую выставку. Все можно потрогать!
Есть возможность прикоснуться и к ремеслу моего рода. Сколько бы я ни занимался ювелирным делом, до сих пор не могу понять, как мои предки делали примитивными инструментами из какой-то серебряной палки или нескольких серебряных монет тонюсенькие нити, из которых они изготавливали такие изысканные тончайшие украшения.
Подсвечники для королевы
– Ваши предки жили в изоляции, видимо, тяжело и много трудились. И при всем том украшали себя?
– Первым делом это была профессия, труд, при помощи которого люди жили. В традициях йеменитов только женщина надевала украшения. И это случалось крайне редко. Но наступал в ее жизни один-единственный праздник – свадьба, когда она надевала на себя 20 кг серебряных украшений!
Кстати, они часто потом выручали семью: при любой нужде можно было срезать из свадебного убора монетку-другую и расплатиться ими.
– Для кого же тогда работали ваши ювелиры?
– Основная работа у ювелиров была для мусульманского населения. Мои дед и отец считались мастерами по украшению джамбий – таких кривых кинжалов.
У мусульман считалось, что чем больше в кинжале камней, тем больше уважения оказывают тому, кто им владеет. У самих мусульман не было людей, способных создавать такие украшения. И не только мастеров-ювелиров.
На протяжении последних 600 лет пребывания йеменитов в Йемене им разрешалось только заниматься ремеслами. Поэтому наши предки освоили все ремесла, и вся ремесленная продукция – и обувь, и одежда, и керамика – было только их производства.
Кстати, когда йемениты уехали в Израиль, в Йемене сильно упала экономика…
– А в Израиле это оказалось востребовано?
– В молодом государстве это была даже не востребованность, а необходимость. По сути, все, что принесли в Израиль мои предки, стало основой государственной израильской культуры.
Они обучали дикторов телевидения произношению на иврите. Среди певцов, музыкантов и других людей творчества – 80% выходцев из Йемена. Для того чтобы это культурное наследие сохранить и распространить в народе, была даже создана Академия художеств и прикладного искусства «Бецалель».
А супругой Моше Даяна, бывшего министра обороны, была создана организация, которая собрала всех ювелиров – выходцев из Йемена. Им дали материалы, обеспечили всем необходимым и сказали: «Надо работать».
И они стали работать! Кстати, до сих пор в Америке украшения йеменитов считаются чисто израильскими.
– Ну, а вы лично изготавливали подсвечники для англий- ской королевы?
– Это было. Но много лет спустя… (тут переводчица Леа Веденски «вступилась» за Бен Цион Давида, сказав, что он скромный и не любит хвастаться такими вещами – прим. ред.).
Секрет долгожительства
– Вы часто повторяете, что ваши предки были сильны духом. Как это проявляется в обыденной жизни?
– Особенность йеменитов в том, что они очень наивные, открытые, любят людей, доверяют им. Когда работают – веселятся. Поют – и стучат молотками… Им не нужно много для жизни.
Знаете, среди йеменитов много долгожителей: 64% людей в Израиле, которые прожили больше 100 лет, – это йемениты. Они более спокойные, они больше доверяют сами себе, они находятся сами с собой в мире и они счастливы по-настоящему, и не зависят в своем счастье от кого-то.
– А может, вам самому еще и ваше ремесло помогает? Ведь говорят, что камни, металлы обладают особой энергетикой, способны влиять на судьбы людей…
– Если человек во что-то верит, то это начинает на него влиять. Камни это или не камни – без разницы. То же самое с Богом: если ты в него веришь, то это на тебя влияет.
Все это строится только на вере, на мой взгляд.
У йменитов есть такая штука, называется камеат. Это амулет, серебряное украшение, внутри которого находится фрагмент священного свитка, маленького папируса. Благодаря такому амулету я родился. Мама долгое время была бездетной, ей изготовили такой амулет, и она так в него верила, что забеременела и родила.
В нашей культуре это принято: если женщина долго не может забеременеть, то она идет к специальному человеку, который разбирается в священных писаниях. Он ей изготавливает свиточек, она его всегда с собой носит, и это помогает. Это можно объяснить и с научной точки зрения.
Да, иногда есть физические проблемы, по которым человек не может иметь детей. Но в большинстве случаев женщина не может забеременеть из-за психосоматических проблем.
Когда она излишне напряжена или еще что-то, женщина идет в равве или мудрецу, который ей изготавливает такой свиток. Она вся расслабляется и переводит свои надежды на этот объект. Уверен, как бы далеко ни продвинулась наша наука, мы еще очень мало знаем о нас самих, своих возможностях и возможностях окружающего мира.
Наверное, древние знания смогли бы нам во многом помочь.