Убийственная статистика минувшего месяца: 28 февраля покончила жизнь самоубийством 14-летняя девочка в одном из сел Троицкого района; 3 марта на приусадебном участке отчего дома повесился 17-летний юноша в Павловском районе; 19 марта в селе Лебяжье Егорьевского района попытка самоубийства 11-летней Насти Ч. привела к смерти девочки; 26 марта в надворной постройке сельской усадьбы в Ребрихинском районе обнаружили тело повесившегося 13-летнего подростка.
Обостренное безразличие
Мартовский всплеск подростковых суицидов всколыхнул общественное мнение. Впрочем, как считают сотрудники краевого Следственного Управления, «весеннее обострение» не при чем: в прошлом году «пик» подростковых самоубийств пришелся на лето.
– Сейчас по всем таким фактам возбуждены уголовные дела: проводятся расследования, устанавливаются причины, способствовавшие принятию несовершеннолетним решения уйти из жизни, условия совершения самоубийства и т. д., – говорит Александр Барило, заместитель руководителя отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Алтайскому краю. – По результатам расследований будут приняты какие-то процессуальные решения.
Как показывает следственная практика, в подобных случаях очень часто можно говорить о ненадлежащем исполнении своих обязанностей как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.
Ведь решение уйти из жизни редко возникает у подростка спонтанно, оно обдумывается, формируется определенное время в его сознании.
И в этот период по его изменившемуся поведению можно распознать тревожные звоночки: стал ребенок угнетенным или, наоборот, дерзким, слезливым или вызывающе-громким.
– Родители в первую очередь должны следить за тем, что происходит с их детьми. В обязанности педагогов тоже входит наблюдение за учащимися, в том числе выявление в их поведении определенных отклонений, – говорит Александр Барило. – И если в ситуацию они вовремя не вмешиваются, может, напрямую и нельзя говорить, что они повинны в смерти несовершеннолетнего, однако они все же не выполнили свои обязанности должным образом.
Практически в 90% случаев так бывает. Зачастую следствием готовится представление, которое направляется в органы профилактики. И тем, кто смотрел сквозь пальцы на то, что происходило с ребенком, грозит дисциплинарное наказание.
Не кантовать: любовь!
За прошлый год в крае 9 случаев подросткового суицида завершились смертельным исходом. Большинство уголовных дел были прекращены, так как не выявлено обстоятельств, дающих основания полагать, что кто-то довел ребенка до самоубийства.
Самая распространенная причина, говорят следователи, – это неразделенная любовь. Об этом подростки писали в предсмертных записках, дневниках. О своих чувствах и переживаниях они часто признавались друзьям-сверстникам и даже посвящали в тайны своей души виртуальных единомышленников.
Та же 11-летняя Настя из Егорьевского района в своих статусах в соцсети оставляла такие признания: «Люблю. До слез, до звезд, до забытья», «Я не уверена, что люблю, но без него я не могу».
Почему ребенку легче рассказывать о своих переживаниях далеким малознакомым ровесникам, а не говорить по душам с близкими?
А что ответит среднестатистический родитель 10-13-летнему ребенку, признающемуся, что влюблен?! «Какая может быть любовь в твои годы?», «Тебе нужно думать об учебе, а не о любви»?!
Дети не верят в такую взрослую мудрую чушь.
– Взрослым порой сложно понять всю остроту чувств ребенка, вступившего в пубертатный возраст, – говорит Людмила Рязанцева, старший помощник руководителя по взаимодействию со СМИ краевого следственного управления. – Первые чувства, фантазии, как должна происходить их жизнь. А если что-то идет не так, идеала не получается – все, мечты рухнули…
Довели…
В следственной практике случаи доведения до самоубийства подростков – скорее редкое исключение. Широкий резонанс в крае получили два уголовных дела. Оба происшествия случились в Солонешнском районе.
11 ноября 2010 года в селе Карпово повесился 11-летний Гена Черданцев. Мальчик много раз умолял родную маму и отчима не пить водку, запугивая их, что иначе покончит с собой.
Когда в очередной раз пацан, пытавшийся уговорить родителей уйти домой с пьяной гулянки, услышал от них грубую брань в свой адрес, он осуществил-таки свою угрозу. Нерадивым родителям дали условные сроки – в их семье воспитывается еще пять детей...
Год тому назад в середине апреля предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 10-летний мальчик. Его отчим, 39-летний Вячеслав Байлагызов, заставлял парнишку выпрашивать у односельчан деньги и сигареты.
Если пасынок возвращался домой с пустыми руками, его ждало избиение. Впрочем, Байлагызов за любую, на его взгляд, провинность «воспитывал» зуботычинами и грязной руганью.
Не выдержав, подросток решил повеситься в заброшенном сельском здании. Попытка отчаявшегося мальчугана не удалась – оборвалась веревка.
Байлагызов получил полтора года исправительной колонии общего режима. Конечно, об этих случаях подробно писали.
Повторяем не для того, чтобы напомнить, а для того, чтобы всем нам запомнить: подрастающие дети еще не обзавелись дубленной жизнью кожей, еще не набили достаточно шишек, еще не взрастили в душах спасительный пофигизм.
Берегите их, будьте с ними рядом, любите даже тогда, когда любить трудно…
Кстати
В марте Роспотребнадзор, проанализировав около 1,7 тысячи сайтов на наличие информации, содержащей способы самоубийства, рекомендовал 1,5 тысячи из них закрыть. Сайты, содержащие запрещенную информацию о детском суициде, могут быть заблокированы по решению судов или Роскомнадзора.
Мнение эксперта
Мария Ретих, педагог-психолог ГДООЦ «Потенциал», магистр психологии, преподаватель АлтГУ:
– Зачастую подростки выбирают деструктивные формы решения проблем, такие как суицид, наркотики, алкоголь, когда не могут опереться на семью как ресурс. Базовые ценности и смыслы закладываются в семье с детства. Посредством эмоционально-личностного общения со значимыми взрослыми: это может быть и чтение книг на ночь, секретничание, совместные увлечения, семейные традиции.
Если между родителями и ребенком к подростковому возрасту сформированы доверительные отношения, то семья будет для подростка основным жизнеутверждающим мотивом, тем самым ресурсом, про который говорилось выше.
Ненормально, когда взрослые начинают паниковать, что ребенок отдаляется, и пытаются влезть в его личное пространство, диктуя, с кем ему дружить, какую одежду носить или прическу делать. Такое «внимание» может принести еще больше вреда.
Лучший вариант родительского поведения в сложные периоды взаимоотношений с подрастающим ребенком – показать, что вы уважаете его взрослость, доверяете ему ответственность за его собственные поступки. С кем дружить, на что потратить карманные деньги, когда учить уроки, а когда гулять – это может решить он сам.
Конечно же, это не означает полного отстранения от жизни своего ребенка. Но дать ему понять, что вы считаетесь с его мнением, с его выбором, с его решением, что вы относитесь к нему как к самостоятельной личности – очень важно.
Мнение власти
Марина Афанасьева, уполномоченный при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка:
– У меня есть свое отношение к проблеме, своя позиция в данном вопросе.
Но я не хочу давать комментарии прессе – ничего, кроме всплеска детского суицида такие публикации не дают.
Другая жизнь
Вера Есликовская, завуч воскресной школы барнаульского храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова, преподаватель русского языка и литературы общеобразовательной школы №60:
– К сожалению, в большинстве семей в детях не воспитывается любовь к жизни. Потеряны корни, нет идеалов. А дети без идеалов не могут! Взрослые – могут, а дети – нет…
Дети думают иначе, чем взрослые: родители – о быте, а их дети – о бытие. Их волнуют вопросы что есть жизнь и смерть, есть ли Бог.
В чем заключается общение в кругу семьи: «В школе был?» – «Был», «Уроки сделал?» – «Сделал», «Поел?» – «Поел»… Я сравниваю с теми детьми и их родителями, которые приходят в воскресную школу. Они совсем другие, у них менталитет другой!
Эти люди времени не жалеют на общение с детьми. Приводит мамочка ребенка на занятия, сама с грудным младенцем на руках. Все вместе накрывают столы, чтобы детишки поели, читают им сказки, пока те кушают.
Помню пасхальную поездку учащихся нашей воскресной школы с концертом в интернат, где воспитываются дети с ДЦП. Перед этим все мы – преподаватели, родители, ученики – целую ночь отстояли на праздничной службе в храме.
А затем поездка, концерт, общение с детьми из интерната. Домой вернулись только в пять часов вечера. Но никто не жаловался. Все были радостны и счастливы. Это другая жизнь, другой уровень общения – духовный.