Примерное время чтения: 17 минут
855

Как измерить качество нашей жизни?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Алтай 24/11/2010

Мы решили эту тему несколько расширить и поговорить о «качестве жизни». Что это такое? Объективная или субъективная категория? Какое оно у нас? И как его вообще оценить? Мы поинтересовались у барнаульских школьников (восьмиклассников лицея №112 и учащихся школы №60), что для них «качество жизни». А чтобы им было легче сориентироваться, задали наводящие вопросы: Что нужно современному человеку для счастья? В чем ежедневно нуждается человек? Как вы оцениваете свое качество жизни? Что важнее: материальное или духовное?

Дети – отражение взрослых

Что особенно удивило, так это рассудительность и рациональность наших детей. Вот, например, ответ третьеклассника Артака Анахасяна: «Современному человеку для счастья нужно здоровье. Ежедневно человек нуждается в питании, ему нужны белки и витамины. Важно все: материальное, чтобы покупать еду и теплые вещи, чтобы не заболеть. И духовное, чтобы не страдать». Если нарисовать портрет «среднего» 8-классника получится ребенок, которому для счастья нужны дружная семья, хорошее здоровье, образование и зарплата. Качество жизни его вполне устраивает, а между материальными и духовными благами он ставит знак равенства.

О чем говорит такое представление о собственной жизни и ее качестве мы обсудили в ходе диспута с нашими экспертами. Медицинским психологом центра детской психологии «Каритас» Викторией Княжевой, к. с. н., доцентом кафедры математических методов в социальных науках, зав. лабораторией математического обеспечения социальных и психологических исследований факультета социологии АлтГУ Анной Мальцевой, к. ф. н., доцентом кафедры философии и культурологи АлтГПА, ведущим специалистом лаборатории «Философия образования», помощником депутата Госдумы Александра Терентьева Владиславом Вакаевым и кандидатом культурологи, доцентом кафедры философии и культурологи АлтГПА, редактором краевого литературно-художественного издания, семейной газеты «Это Мой Мир» Еленой Балакиной.

– Каждое сочинение чем-то отличается, но везде выражена какая-то одна сторона качества жизни. Кто-то пишет только о материальных благах, кто-то только о духовных ценностях. У детей нет целостного представления о понятии «качество жизни». Все как-то узко мыслят: либо это, либо это. На самом деле, «качество жизни» имеет много составных: здоровье, уровень образования, социально-психологический статус, коммуникативная сфера (как человек взаимодействует с окружающим), психологическое, социальное, профессиональное самоутверждение, доступ к культурным благам, свобода выбора, свобода деятельности.

Сюда и материальные аспекты входят. Если материальные блага в плюсе, тогда страдают духовные, если материальные в минусе, то человек старается уделить больше внимания материальным – и опять же духовные страдают. Когда все это в целом есть, мы говорим, что качество жизни высокое.

Анна Мальцева:

– Дети проецируют через себя восприятие взрослых. И, я думаю, та утилитарная составляющая, которая в последнее время в нашем обществе преобладает, и сказывается на том, что они в основном материальные ценности называют в качестве акцентных или, как я тут нашла: «если будут материальные, будут и духовные», – говорит ребенок. Я просматриваю, что дети в своих высказываниях так или иначе отражают то, что существует в социологических теориях. В частности тех, которые выливаются в теорию потребления: если я могу много зарабатывать, я могу много потреблять.

Исходя из этого, строятся научные концепты, на основании которых рассчитываются всевозможные индексы: вот, общество много потребляет – качество жизни высокое. Но при этом ставится знак равенства между качеством жизни и качеством вообще. В то время как «качество жизни» более трудно формализуемое понятие. Оно же бывает субъективным, объективным. И субъективная сторона – самое сложное. Пока дети с ней не справились.

Виктория Княжева:

- Психологи давно интересуются, что же такое «качество жизни», проводят разные исследования. Но определенного теста, который его выявляет, не существует.

Анна Мальцева:

- Теоретики социологии сходятся в том, что набор слов, понятий, которые будут определять, что такое «качество жизни», будет опираться на конкретные культурные, исторические, социальные характеристики того или иного общества. Поэтому то, что считается нормальным, например, в нашем обществе, находящимся между традиционным и давно уже постиндустриальным западным обществом, отличается от того, что считается нормальным там. И у нас расхождения будут более существенными. И к единому знаменателю очень сложно прийти.

Виктория Княжева:

- Наши дети – индикатор того, что происходит между взрослыми. Детские эмоции – индикатор внутрисемейных отношений. Так и тут – это все навеяно детям нами, взрослыми (учителями, специалистами, которые приходят в школу). Например, фраза: «Мизерная зарплата учителей, а цены высокие» - явно навеяна или учителями, или в семье этого ребенка есть учитель.

Анна Мальцева:

- Тем не менее, говоря о том, что их волнуют низкие зарплаты, качество продуктов, медицины, многие пишут о таком трудноизмеримом понятии, как хорошие друзья…

Удовлетворенность тревожит!

Владислав Вакаев:

– Если честно, я приятно удивлен. Если спросить обывателя взрослого, то я более чем уверен, что большая часть будет говорить о другом понятии – уровень жизни. Эти две категории звучат вроде бы одинаково, но на самом деле между ними большая разница. Уровень жизни предполагает некую материальную составляющую (качество питания, уровень дохода и т. д.) и вполне четко измерим: начиная от количества квадратных метров жилья, и заканчивая долей ВВП на человека. Но в то же время качество жизни – достаточно новая категория и она введена в условиях постиндустриальной экономики для того, чтобы немного шире взглянуть на жизнь человека.

Всем известен тот факт, что в Советском Союзе уровень жизни был ниже, чем в странах Запада. При этом качество жизни было примерно сопоставимо. Это говорит о том, что категории эти разные. Или взять Германию: ГДР объединилась с ФРГ, уровень жизни резко вырос, уровень качества жизни упал. В результате мы увидели всплеск самоубийств, депрессивных состояний и прочего.

Я, если честно, боялся увидеть, что наши дети представляют. 8 класс – это поколение полностью сформированное, не специалистами, извините, в школе, и даже не родителями, а электронными СМИ, компьютерными играми и т. п. Я на удивление увидел, что дети четко понимают, что уровень жизни и качество жизни – разные вещи. Они называют характеристики именно качества жизни: здоровье, социальная, семейная удовлетворенность…

Единственное, что я здесь не увидел – удовлетворенность обществом в целом, тем, насколько государство справедливо-несправедливо, насколько оно эффективно, насколько форма правления правильная – но этот вопрос ставить для этого возраста, наверное, рано. Непонятна удовлетворенность духовным состоянием общества.

Я не увидел, почему-то, мыслей и пожеланий, чтобы тебя окружали добрые, гуманные люди. Хотя, может это косвенно прослеживается во фразах «иметь друзей»… И я не соглашусь с коллегами говорящими, что материальное для них на первом плане. Да нет же, посмотрите: семья, понимание, общение, друзья – практически каждый ребенок затрагивает эти категории.

Но что еще меня поразило, что дети выражают удовлетворенность своим качеством жизни. Не секрет, что наша страна по ключевым показателям качества жизни находится на среднем, а иногда и ниже среднего уровня, занимая 60-70-е (по разным методикам расчета) места. А неудовлетворенность единична, и, в общем, не прослеживается. Это, на мой взгляд, тревожное явление, которое говорит о том, что люди адаптируются к тому уровню и качеству жизни, которые есть. И они не готовы менять свою жизнь и не готовы каким-то образом выступать за повышение качества жизни.

Буквально месяц назад я присутствовал на обсуждении вопроса отмены в Барнауле выборности главы города. Мы все констатировали, что большинству горожан абсолютно плевать, какая будет форма управления городом. И эта индифферентность опасна. Она и у взрослых есть, и у детей прослеживается. Поэтому что-то радует, что-то пугает. Но, в то же время радует больше. Все-таки потребительское общество пока в головах этих детей не сильно установилось.

Вспомни, что ты созидатель…

Елена Балакина:

– Понятие качества жизни очень субъективно. И если спрашивать людей разной социальной категории, разного уровня образования, развития, возраста – у всех понятие качества жизни будет индивидуальное. В то же время общество формирует какое-то единое представление. Но есть какая-то гибкая смычка между тем общим уровнем качества жизни, которое нам предлагают и стараются внушить, что это нормально и достойно. И тем индивидуальным поиском, который есть у каждого человека. Но с другой стороны, понимаешь, что качество жизни в какой-то мере зависит от государства, а в какой-то – от каждого из нас – того, что каждый из нас видит возможным привнести в это общество.

Та психология потребительская, которая сегодня мощно устанавливается у нас в России, вызывает очень большую обеспокоенность. Мне в свое время посчастливилось познакомиться с казалось бы далекой от проблемы качества жизни научной концепцией американского медика Карла Саймонтона.

В 80-е годы он задумался, почему в Америке люди огромными сотнями тысяч стали помирать от онкологии, и провел исследование. Он увидевл, что во все времена демографический процесс на земле как-то регулировался. Когда-то, чтобы часть населения выкосить, начинались эпидемии, когда-то - стихийные бедствия, когда-то – войны)…

Но его поразил тот факт, что в наше время человек в себе вырастил какую-то причину, мощно уничтожающую огромные пласты общества. И когда он задался вопросом, в чем же корень этой болезни, он никакой Америки не открыл, а обобщил только то, что уже было известно медицине. Он показал, что в нашем организме нет ни одной клетки, которая бы существовала просто так, каждая имеет свое предназначение, но все они подчиняются единой задаче - работают на организм.

И онкология возникает в тот момент, когда одна клетка отказывается подчиняться «руководящим командам» сверху, отказывается выполнять свое предназначение – работать на организм и начинает тянуть из близлежащих клеток и органов энергию на себя и начинает размножаться. Саймонтон называет эту клетку ненормальной или клеткой-самоубийцей. Потому что она уничтожает организм, сама того не ведая, и тем самым, уничтожает саму себя. Сиюминутный эффект благополучия от того, как хорошо жить за счет других, перекрывает для нее (в отсутствии разума у клетки) видение перспективы, чем это обернется через некоторое время.

Ведь и смысл космической системы – в созидании, творчестве, отдаче себя ради целого. Все русские сказки об этом говорят – настоящий герой тот, кто себя отдает, и он-то в конце концов получает главные достижения. И в этой медицинской системе исследователь показал то же самое. И меня, как культуролога, эта теория заинтересовала, я посмотрела с этих позиций на все религии мира, которые как бы ни отличались друг от друга, все учат одному – живи ради других.

Отдавай себя, реализуй то, ради чего ты пришел в этот мир и тогда добавится в мире, наверное, и качества, и количества, и добра, и смысла. Но сегодняшняя реальность идет вразрез с тем истинным, высшим законом, по которому мир развивается, по которому развивается человек, как созидатель культуры, общество. И поэтому сегодня дети наши, молодежь, оказались в таком противоречивом состоянии.

Они бы, наверное, и хотели улучшать качество жизни, но настолько стереотип мышления и мировоззренческий, направленный на потребление, работает мощно, что они себя к этому редко чувствуют причастными. Они ждут, что когда-то примут лучшие законы, по которым можно будет жить, что когда-то придет лучшее правительство, когда-то повысят зарплату, когда-то будет еще что-то сделано кем-то и тогда-то качество жизни станет лучше. Хочу привести фразу из произведения Пауло Коэльо «Алхимик»: «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

Реальность сегодняшняя не дает человеку почувствовать эту свою главную роль, она настолько его старается мелочами опустить, показать, что он никто и ничто, что он начинает теряться и перестает видеть свою преобразовательную миссию. Вот, что надо менять.

Главное – не на поверхности…

Владислав Вакаев:

- Позвольте не согласиться с некоторыми позициями. Почему мы не можем измерить качество жизни? Говорите, что это такая субъективная категория, самобытная, давайте свое сделаем… У нас уже в стране сделали свою, «суверенную демократию», от которой волосы дыбом стоят у всех.

И сейчас мы еще свое суверенное качество жизни давайте сделаем! Есть некие универсальные вещи, причем они меряются как социологией, так и очень жесткими статистическими категориями. Например, есть блок индикаторов качества жизни, касающихся здоровья и демографии.

Берется индикатор «продолжительность жизни» и социологами высчитывается «сколько проживет ребенок, который родился здесь и сейчас» - предполагаемая продолжительность жизни – очень четкая понятная цифра. И так по всем пунктам. Не будем брать, конечно, уровень доходов (тут свои особенности) - все остальное четко меряется, фиксируется. И, что немаловажно, нужно помнить, что на сегодняшний день категория «качество жизни» очень важная категория и в политическом плане, потому что ей меряют эффективность управления в регионе, стране в целом.

Ею измеряют, насколько эффективны были управленческие решения, программы. И здесь надо стараться, да, с учетом нашей национальной специфики, но тем не менее, загонять это понятие в общие рамки. Просто необходимо принять хоть какую-то линейку, шкалу, по которой мы будем мерить насколько нам тяжело или хорошо.

Виктория Княжева:

- Хочу завершить наш разговор одной притчей. Спустя много лет к учителю пришли ученики рассказать о своих успехах, достижениях. Он пошел на кухню, налил им в разные чашки кофе, поставил на поднос, вернулся и предложил ученикам выбрать себе чашку по вкусу. Когда все взяли по чашке, на подносе остался один стакан – самый обычный, прозрачный стакан с тем же самым кофе. Делая выбор, мы часто смотрим на оболочку, и не заглядываем внутрь. Я хочу пожелать каждому, чтобы мы смотрели не на внешнее, наносное, а на внутреннее содержание – настоящее качество.

Так на наши вопросы ответили школьники:

Что нужно современному человеку для счастья?

Чемеркин Никита: « … иметь семью, детей, свой дом, быть счастливым, иметь хорошо оплачиваемую работу, жить на юге своей страны или в другой стране на побережье моря; быть здоровым.

Неудахин Павел: «… более хорошее состояние здоровья. Но с современной едой и такими ценами на лекарства это становится невозможно. Большая часть еды вредна для нашего организма».

Федорко Виктория: «Поддержка близких, понимающих тебя людей: друзей и семьи».

Баумтрок Инна: «Любому человеку, пусть то ребенок или взрослый, нужно высокое качество обслуживания в сфере медицины. В современном мире больному человеку очень сложно выбиться в «люди».

Денеко Даниил: «Хорошее материальное состояние, верные лучшие друзья, хорошие отношения в семье, уверенность в своем будущем, отличное здоровье».

Пушкарев Дмитрий: «Иметь большую дружную семью».

Музыкова Виктория: «Возможность личной реализации и спокойствие в семье (как говорится, все проблемы родом из детства).

В чем ежедневно нуждается человек? В каких продуктах и услугах?

Катренко Наташа: «… в независимости, хорошем питании и жилье. Я считаю, всем бы хотелось быть самостоятельными, но несмотря на это всем нам нужна помощь и защита, чем нам и помогаю медицина и милиция».

Кустова Анна: «Этот вопрос спорный. Для кого-то нужно развитие, а для кого-то вечные развлечения. Я считаю, что большинство нуждается в транспорте, так как очень много людей живет далеко от работы. Самый удобный транспорт – это трамвай, так как в нашем городе очень много пробок».

Петухова Алина (6 кл.): «В заботе, труде, нежности и пище».

Яковлев Егор: «В пище, сне и хорошем к себе отношении».

Катренко Наталья: «Для хорошей жизни нужны чистые улицы, ровные дороги, ремонт старых домов и построение новых».

Федорко Вика: «Кроме естественных потребностей – питания и сна – это еще и духовные потребности. Такие как получение новой информации и культурное развитие.

Как вы оцениваете свое качество жизни?

Пушкарев Дмитрий: «Считаю его неполноценным, вроде бы у меня все есть: и семья, и дом, и любимые друзья, но всегда чего-то не хватает – это деньги».

Петухова Алина: «У меня все хорошо. Я одета, обута, учусь хорошо, меня любят, ценят и вкусно кормят. И мне это очень нравится».

Баумтрок Инна: «Будучи подростком, я могу открыто заявить, что моя жизнь меня более чем удовлетворяет. Я учусь, получаю образование и самое главное – мое здоровье не останавливает мое развитие и возможности».

Зюзина Софья: «Мое качество жизни меня не совсем устраивает, потому что экономика нашего края очень низкая, зарплаты тех же учителей мизерные, а цены высокие. Из-за этого качество жизни моей семьи хромает».

Клепикова Настя: «… вполне нормальное. Конечно, в нашем возрасте многого может не хватать, но все же я люблю свою жизнь». Чемеркин Никита: «Я еще не могу оценить свое качество жизни, так как еще мало прожил».

Что важнее: материальное или духовное?

Пушкарев Дмитрий: «Конечно всегда важней духовные ценности, чем материальные, деньги это не главное, даже есть поговорка: не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Сергей Кривошей: «Материальное качество жизни важнее».

Баумтрок Инна: «Для любого современного человека духовное развитие намного важнее, чем какие-то материальные ценности. Я считаю, что можно быть счастливым и без миллиона долларов, но в кругу своих друзей, которые ценят тебя!».

Сотникова Юлия: «Важнее все-таки духовное качество. Материальность – дело наживное».

Полещук Никита: «Для меня важно материальное и духовное, они как бы стоят на одном месте. Материальное очень важно в жизни. Если ты состоятельный, то многое можешь себе позволить. Если ты бедный, то ты живешь однообразной жизнью. Духовное тоже очень важно, человеку необходимо любовь, общение, взаимопонимание».

Исаева Маша: «…одно без другого никак не обходится. Поэтому не стоит только зацикливаться на деньгах, есть и кое-что немного поважнее их».

Петухова Алина: «Я считаю, что материальное и духовное взаимосвязано. Потому что материальное – это деньги, а духовное – это чувство спокойствия и удовлетворенности. Но как я буду спокойна, когда у меня нет денег. Также деньги могут быть, но при этом может не быть спокойствия. Всего должно быть в меру. Жизнь нелегка. Каждый сам делает свою судьбу».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах