У каждого, пожалуй, бывало такое: идешь по улице, видишь человека, и лицо его кажется таким знакомым до боли… Половину дня потом мучаешься: «Кто это? Где я его раньше видел?».
А еще и так случается: готовишься к двум экзаменам. Вроде бы одинаково тщательно учишь, а результаты разные. По одной дисциплине в голову «все как по маслу ложится», а по второй – даже зубрежка не помогает. Загадочная это штука – память.
Медицинский психолог высшей категории, руководитель психологической службы АККБ Ярослав Соколов говорит, что основные механизмы памяти до сих пор не известны.
Эмоционально важное!
– Каким образом информация запечатлевается и хранится в памяти?
– Существует огромное число гипотез на данный счет, но единого мнения нет.
– А все-таки, какую информацию мы запоминаем в первую очередь? От чего это зависит? От личной значимости информации? Ведь, скажем, номер телефона своей первой любви мы помним всю жизнь...
– Субъективная или личностная значимость информации, безусловно, играет большую роль. При прочих равных условиях нечто эмоционально важное для нас будет закрепляться в памяти лучше, чем что-то безразличное.
Но здесь есть один момент. В одних ситуациях человек запоминает очень приятное, в иных – особенно неприятное. Это зависит, между прочим, от того, что из поступающей информации актуальнее в данный момент для личности.
Но кроме субъективного фактора большое значение в запоминании играет установка. Именно установка запомнить какой-то материал способна дать эффект, скажем, при подготовке к экзаменам.
Есть подтвержденные данные, что предметы, даже постоянно находясь перед глазами, запоминаются слабо, если не было сознательной установки на их запоминание.
10, но по 3 – лучше
– Что забывается быстрее всего?
– Процесс забывания очень неравномерен. Хорошо знакомый нам материал будет забываться постепенно, дольше сохраняясь в памяти.
Поэтому, возвращаясь к теме экзаменов, которая сейчас весьма актуальна, отмечу: не нужно заучивать все и сразу в последнюю ночь перед экзаменом. Существует такое понятие «объем памяти».
Так вот, как всякий объем, объем памяти может быть переполнен информацией. И тогда безудержное «заглатывание» массива умной литературы ни к чему не приведет. Вообще, если давать практические рекомендации абитуриентам и студентам, то скажу так.
Если хотите запомнить информацию не только в большом количестве, но и в хорошем качестве, то есть надолго и глубоко, то попробуйте рационально распределить материал во времени.
Например, лучше повторять что-то в течение 10 дней по 3 раза в день, чем в ночь перед экзаменом повторить то же самое 30 раз подряд. А вообще, эффективность того, что мы пытаемся запомнить, во многом зависит от имеющейся «основы». Проще говоря, от того, что у нас уже имеется в голове.
«Подозрительная» забывчивость
– Что можно предпринять, чтобы вспомнить внезапно забытое?
– Вообще, примеры, когда при воспроизведении извест- ного материала, к примеру, при чтении лекции, слово «вылетает из памяти», относятся к клиническим, то есть требующим вмешательства специалистов. Не стану пугать специальной терминологией, скажу только, это не норма, когда забываешь то, что хорошо знал.
А в целом, забывается то, что не находит применения, то, к чему пропадает интерес, то, что теряет актуальность для личности.
– Почему одни люди лучше запоминают на слух, других чтение вслух раздражает, а для запоминания им достаточно «посмотреть» на текст? От чего это зависит?
– Это связано с преобладающей у человека модальностью: зрительной, слуховой, моторной (двигательной) и так далее. Ведь некоторым лучше запоминается не то, что они увидели или услышали, а что, к примеру, воспроизвели собственными руками (допустим, переписали заново некий текст). Так что эти различия также важно учитывать, если вы хотите что-то выучить.
– А как еще различается человеческая память? – Память того или иного человека может различаться не только по тому, каким образом он лучше запоминает (зрительно, на слух и т. п.), но и по тому, что именно он запоминает эффективнее всего.
Кто-то лучше запоминает формулы, кому-то доступнее тексты абстрактного или образного содержания. Этого не нужно пугаться.
Напротив, я бы посоветовал учитывать индивидуальные особенности памяти при выборе будущей профессии. Кроме того, человеческая память отличается тем, насколько быстро запоминается информация, тем, насколько прочно и надолго она запоминается, а также тем, насколько точно она запоминается.
Память «со смыслом»
– А как объяснить случаи, когда студент, подготовившись, ответил на экзамене хорошо, но не так, как хотелось бы, а только потом вспомнил подробности? Одно ли волнение тому причиной?
– Это так называемая реминисценция. Попробую объяснить доступно. Это явление, при котором со временем воспроизведение заученного материала не ухудшается, а улучшается!
Этот факт до конца не изучен, но существует мнение, что реминисценция связана с работой по осмыслению заученной информации.
Что это значит? Вероятно, что отсроченное во времени воспроизведение (когда студент «пересказал» свой билет удачнее) первого потому, что при первом воспроизведении (на экзамене) он пытался восстановить материал механически, а дома, спустя время, излагал материал, опираясь на смысловые связи.
Отсюда еще один практический совет: перед экзаменом не поленитесь, перескажите то, что прочли. Проговаривая прочтенный текст, вы значительно лучше усвоите, а, значит, запомните его. Поверьте, результат будет очень хорошим!
К слову
Рекорды памяти:
- Директор Института полупроводников АН СССР академик А. Йоффе по памяти пользовался таблицами, в которых было до 30 миллионов цифр.
- Первый отечественный чемпион мира по шахматам А. Алехин воспроизводил по памяти любую из прежде сыгранных им партий. В 1932 году он дал сеанс одновременной игры вслепую на 32 шахматных досках.
- В июле 2011 года студент из Чувашии установил рекорд России по запоминанию чисел: Станислав Матвеев воспроизвел на память 8332 знака после запятой в числе Пи.