Примерное время чтения: 9 минут
884

Работа следователем – профессия или образ жизни?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. "АиФ-Алтай" 11/04/2012
Олег и Татьяна встретились и поженились на работе.

В праздничный день (6 апреля сотрудники следственных подразделений отметили свой профессиональный праздник – 49-ю годовщину со дня образования) мы встретились с семьей следователей Кузнецовых.

В Следственной части следственного управления УМВД России по г. Барнаулу Олег и Татьяна Кузнецовы работают давно – следовательский стаж на двоих 32 года. Они отлично знают все тонкости этой сложной профессии.

Монетки судьбы

– Помните, когда первый раз возникла мысль: «Буду следователем»?

– У меня это было в школе, – начинает первой Татьяна. – По телевизору показывали выпускной курсантов БЮИ. Был яркий солнечные день, курсанты в парадной форме подбрасывали монетки на счастье, и я тогда загорелась.

– Когда вы поступали, девушек в БЮИ принимали редко. Как вам удалось пройти отбор?

– Конкурс был очень жесткий. Я это знала и тщательно готовилась. Хотя в школе училась хорошо, целый год потратила на подготовку. Готовилась основательно: по истории, русскому, особенно старательно – по физкультуре.

– Столько сил потратили, чтобы поступить, не было потом разочарований в выборе?

– Напротив. Я сразу поняла, что следствие – это мое. Когда пришла устраиваться, мне предлагали работу в отделе кадров, говорили, что я пожалею, что выбрала следствие. Тогда никого не послушала и сейчас понимаю, что поступила правильно.

– С чего началась работа в следствии?

– Работать я начала в Ленинском ОВД (теперь отдел полиции № 3). Нагрузка на следователей в конце девяностых была еще больше, чем сейчас. В производстве находилось по тридцать дел. Никакого снисхождения к новичкам не было.

За каждым делом чья-то судьба

– Были у вас тяжелые дела?

Татьяна:

– Если психологически, то самым тяжелым было многоэпизодное дело по насильственным действиям сексуального характера, которые подозреваемый совершал в отношении несовершеннолетних от 5 до 13 лет. Потерпевшими были как мальчики, так и девочки.

Всего ему было доказано более 60 эпизодов преступной деятельности. На этапе передачи дела в суд оно состояло более чем из 50 томов. Наряду с колоссальным объемом проделанной работы, было психологически тяжело в процессе расследования каждого эпизода дотошно выяснять все обстоятельства случившегося. Меня тогда поразила доверчивость детей. Все они пошли с незнакомым мужчиной просто за конфетку...

– Такой опытный следователь, как вы, может определить с первого взгляда – совершил человек преступление или нет?

– Работа в следствии научила меня не доверять первому впечатлению о человеке. Никому не даю оценок. Совершал человек преступление или нет – это можно узнать только в процессе расследования. Человек подчас совершает преступление не потому, что он хороший или плохой, а в силу определенных обстоятельств. За каждым делом чья-то судьба, и все, кто у нас работает, это понимают.

– Значит, по-вашему, преступник не обязательно должен быть плохим человеком?

– Конечно, нет. Человек часто оказывается в сложных обстоятельствах. Допустим, мне пришлось расследовать дело, когда молодой человек, студент одного из ВУЗов, совершил серию краж сумок с денежными средствами. Его практически сразу задержали. Выяснилось, что мать юноши попала в больницу. У нее обнаружили злокачественную опухоль, нужны были деньги на медикаменты. Похищенные средства молодой человек потратил на нужды болевшей матери.

Намного легче расследовать дело, когда перед тобой злостный преступник. Здесь все однозначно, а когда обычный человек оказывается в ситуации выбора и совершает преступления от безысходности или по глупости, здесь уже психологически тяжелее.

Своя специфика

– Олег Викторович, вы занимаетесь расследованием совсем другой категории дел, чем супруга. В чем особенность расследования преступлений, связанных с ДТП?

– Обычно следователи работают уже с материалами дела, не сталкиваясь напрямую с самим происшествием. А у нас кровь, грязь, искореженные автомобили. И к следователю немного другие требования. В первую очередь это умение быстро принять на месте происшествия правильное решение.

Лимит времени на проведение осмотра места происшествия у нас ограничен. Сроки расследования также другие. Мы расследуем дело на этапе доследственной проверки в течение месяца, пока готовятся экспертизы. Затем, после возбуждения уголовного дела, еще месяц. 

– В целом в следствии работает много женщин, в вашем отделе исключительно мужской состав. Вы не принимаете в свой мужской коллектив женщин или они просто не задерживаются?

– Специфика работы особенная. Во-первых, необходимо техническое образование, нужно отлично разбираться во всех тонкостях устройства автомобиля, самому быть заядлым автомобилистом, а не только следователем. Потом женщинам тяжело даются постоянные выезды на место ДТП, ведь мы выезжаем только туда, где есть пострадавшие. Это серьезный стресс видеть тела погибших.

– Техническое оснащение, ноу-хау помогают в работе?

– Возможности в области доказывания в последнее время, конечно, расширились благодаря новым видам экспертиз: геномной, запаховой, но все же самый главный инструмент в расследовании это – ум следователя.

– Вы как следователь по особо важным поручениям выезжаете на самые сложные ДТП. Наверняка многое пришлось повидать. А были случаи чудесного везения? Страшные ДТП со счастливым концом?

– Один случай меня действительно поразил. Это было лет пять назад. Перекресток Ленина – Партизанской переезжал большой грузовой автомобиль с полуприцепом. По пр. Ленина на очень большой скорости ехал легковой автомобиль, в котором находились пятеро молодых людей (парни и девушки). Легковой автомобиль проехал под прицепом. Когда поехал на место, мне сказали только, что срезало крышу, уже приготовился увидеть жуткую картину. Приезжаю – автомобиль развалился, а ребята все живы, даже госпитализация никому не понадобилась. Это пример везения невероятного.

– Олег, каким должен быть хороший следователь?

– Грамотным, умеющим найти подход к любому человеку, обладающим развитыми аналитическими способностями и крепкими нервами. Нужно быть компетентным, собранным, тактичным. Приходится сопоставлять множество фактов, выяснять мотивы и обстоятельства совершения преступления.

Некоторые дела включают в себя несколько томов, а в одном томе до 250 листов. Чтобы стать компетентным следователем, нужно проработать, как минимум, пять лет. И самое главное, нужно любить свою работу, иначе будет просто невыносимо. А когда любишь свою работу, тогда из тебя может получиться хороший следователь.

Близко к реальности

– Раньше о работе следователя простые обыватели толком ничего и не знали. Сегодня же на ТВ много сериалов о следователях и операх. На ваш взгляд, насколько правдоподобно показана  эта работа?

Татьяна:

– Среди современных сериалов больше всего приближен к реальности «Тайны следствия». Его героиня – Мария вполне похожа на реального следователя.

Олег:

– Но романтики там все равно много, много лишних разговоров. В реальности следователь сидит, склонившись над клавиатурой целыми днями. Работа следователя – это кропотливое изучение документов, допросы, очные ставки, опознания, в общем, интеллектуальная деятельность. Следователи не бегают с пистолетом и не участвуют в задержании преступника.

Мы обычные люди

– Можно сказать, что работа в следствии не для всех?

Татьяна:

– Давайте только не будем писать, что работать в следствии очень тяжело, и у следователей совсем нет личного времени. Мы обычные люди. Также, как все, ходим в кино, ездим отдыхать с друзьями.

– Как же два подполковника уживаются в одной семье?

– Хорошо. Много общих тем для разговоров. И взаимопониманию совместная работа тоже способствует. Это, в конце концов, даже удобно – всегда есть с кем посоветоваться. Мы работаем в одном здании, но на работе почти не видимся. Встречаемся, когда собираемся домой.

Когда выдаются выходные, с удовольствием проводим их вместе. Ходим в кино. Мне лично ближе мелодрамы, но я соглашаюсь на боевички, поскольку муж их любит больше. Надо же уступать друг другу. Из детективной классики люблю нашу экранизацию «Шерлока Холмса». Зимними вечерами можно бесконечно пересматривать этот старенький сериал…

ДОСЬЕ

Татьяна Кузнецова – подполковник юстиции, начальник отдела по расследованию преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами Следственной части Следственного управления УМВД России по г. Барнаулу.

Олег Кузнецов – подполковник юстиции, следователь по особо важным поручениям отдела по расследованию ДТП СЧ СУ при УМВД России по г. Барнаулу.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах