Когда Роман заканчивал первый класс, учительница попросила ребят написать записки о том, кем они мечтают стать в будущем. На школьном выпускном эти листки развернули и прочитали. В его записке значилось – «буду милиционером».
Впрочем, после школы парень выбрал для дальнейшей учёбы Барнаульский педагогический колледж. И даже закончив его, некоторое время поработал учителем физкультуры в обычной средней школе. Но потом – от судьбы, написанной детской рукой, не уйдёшь! – неожиданно для многих, но к большой радости отца, мечтавшего, что сын будет служить в правоохранительных органах, поступил в БЮИ…
Взять, если лежит плохо?
– Закончил институт я с «красным дипломом», – рассказывает Роман КУЗНЕЦОВ, оперуполномоченный барнаульского отдела полиции №4. – Хотел и дальше продолжить обучение либо на кафедре «Оперативно-розыскное дело», либо на кафедре «Уголовное право», чтобы в дальнейшем стать преподавателем в родном институте. Но как без опыта практической работы учить курсантов тому же оперативному делу? Вот за этим самым опытом и пришёл в Октябрьский райотдел милиции. Здесь попал в очень дружный, сплочённый коллектив, научился работать, да так здесь и остался. Думаю, надолго. Даже те, кто уходит со службы, навсегда в душе остаются сотрудниками угро.
– Уголовный розыск всегда считался «белой костью» милиции. Но был период, когда служба теряла опытных, толковых оперов. А сегодня быть оперуполномоченным полиции престижно?
– Я пришёл в органы как раз в тот момент, когда происходило как бы заново становление этой службы. Да, раньше к милиции отношение граждан было не совсем доверительное. А работать с людьми – очевидцами, заявителями, подозреваемыми – невозможно, если к тебе как к представителю правоохранительной системы относятся без доверия и уважения. За последние годы отношение к представителям закона в обществе поменялось – у людей есть уверенность, что в полиции им действительно помогут.
– Вы специализируетесь на имущественных преступлениях. Насколько они распространены?
– Имущественные преступления – это кражи, грабежи, разбои, мошенничества, угоны автомобилей. Это самые часто совершаемые преступления. По городу ежедневно фиксируется по 10-20 таких преступлений. Конечно, убийства и изнасилования вызывают в обществе больший резонанс, но они, слава Богу, происходят не так часто. А у нас каждый день по несколько «сигналов». И организации обворовывают, и личное имущество граждан крадут. Сейчас очень распространено мошенничество: людей обманывают, «разводят» на деньги. Каждое преступление – особенное, нет идентичных.
– Роман, сможете «составить портрет» среднестатистического вора?
– «Портрет» вряд ли, слишком уж разные люди совершают такие преступления. Исходя из своего опыта работы, могу сказать, что преступник – не обязательно ранее судимый или привлекавшийся, но обязательно человек, корыстно заинтересованный. У нас общество такое, что люди редко обходят стороной возможность поживиться чужим. Бывают, конечно, заранее спланированные, тщательно продуманные преступления. Но часто преступления бывают и ситуативными: не чистый на руку человек оказывается в тот момент и в том месте, где что-то «плохо лежит» без присмотра. Такое часто бывает, например, в людных местах – банках, на почте, у касс, в пенсионном фонде, в налоговых инспекциях и т. д. Клиент оформляет какие-то бумаги, сумочку или портфель положит в сторонку, потом переходит в другую кабинку или к другому столику, забыв о своём имуществе. А забытое «уходит» в чужие руки. Забирают оставленные без присмотра вещи и женщины, и бабушки, и дедушки, и дети. Бывали случаи, когда пятилетние дети умудрялись похищать имущество. Они уже в этом возрасте знают, что это вещь, которой можно самому пользоваться тайком от родителей или кому-нибудь подарить. Ну, а те, кому больше 10 лет, уже знают, что это можно и продать. Не редкость, когда такие преступления совершают дети из достаточно обеспеченных семей. Зачем они это делают, объяснить сложно – детская психика очень гибкая.
– Что же можно сделать с такими малолетними правонарушителями?
– В первую очередь работаем с их родителями. Пытаемся мамам и папам объяснить, что их ребёнок совершил уже преступление. Иногда родители очень переживают. Им становится стыдно за своего ребёнка. А иногда к этому относятся равнодушно, попустительски. И мы понимаем, что в будущем этот ребёнок будет представлять общественную опасность, потому что родители не озабочены ни его поведением, ни его дальнейшей судьбой, воспитанию в семье уделяют мало времени, ребёнок сам себе предоставлен.
«Приглашения» для воров
– Что нужно делать, чтобы избежать участи быть обворованным?
– В большинстве случаев хищения имущества происходят из-за того, что сами владельцы недостаточно внимательны к своим вещам. Например, каждый день поступают заявления о краже сотовых телефонов. Частенько выясняется, что их оставляют в такси. Сел в машину, поговорил по сотовому, положил на сиденье рядом, забыл о нём, вышел! Конечно, если водитель такси забрал себе забытый телефон, то это трактуется как преступление. Он должен через диспетчера возвратить имущество пассажиру.
В учебных заведениях часто на переменах между занятиями, в столовых и буфетах молодые люди оставляют без присмотра свои сумочки, телефоны.
Есть такая преступная каста, как карманные воры. Их в городе очень много. Часто в Барнаул приезжают, что называется, «на гастроли» из других городов и с периферии. Выбирают многолюдные маршруты и время, когда пассажиров в транспорте много – в толкучке всегда украсть проще. У них профессиональный взгляд «оценщика»: у кого карманы оттопыриваются, сумочки открыты, по очертаниям предметов догадываются, что в целлофановых пакетах лежит. Пакеты легко и незаметно для окружающих разрезают лезвием. Из карманов особенно часто зимой воруют, когда люди одеты в объёмные пуховики, шубы, пальто. А карманы, даже если они на «молнии», не застёгивают. И если из кармана ещё торчат деньги или телефон – это для вора как приглашение.
– А куда спрятать, например, деньги в доме, чтобы воры их не нашли?
– Если воры квалифицированные, то от них уже ничего и никуда не спрятать.
– Но как-то подстраховаться можно?
– Зона риска – квартиры на первых этажах. Можно зарешетить окна, потому что даже если вставлены пластиковые рамы, то их можно вскрыть: выдавить стекло либо выкрутить ручки-замки. Окна и двери – основные места проникновения воров в квартиру. Если двери установлены давно, то даже на металлических стоят простые замки. Старые жулики прекрасно знают, как открыть такие зам- ки различными отмычками или подбором ключей. А вот в современных дверях стоят уже более сложные замки с различными хитрыми устройствами – в такие двери жулики уже и не суются даже.
В шутку и всерьёз
– Понятно, что ваша работа чрезвычайно серьёзная. Но бывают ли курьёзные случаи – преступления, над которыми можно только улыбнуться?
– В посёлке Восточном была забавная производственная кража. Там дома ремонтировали, и завезли много строительных смесей: цемент в мешках, сухая штукатурка и тому подобное. Домовитые воришки сложили несколько мешков этого добра на саночки и повезли к себе. И внимания не обратили, что смеси осыпаются, оставляя за санками след. Вот по этой «дорожке» прямо до ограды дома преступников и пришли сотрудники полиции. По цементному следу «пути следования» нашли и тех, кто видел, как граждане везли похищенное.
– Кстати, об очевидцах преступлений. Многие, даже если что-то видели или слышали, не спешат сообщать об этом полиции, боятся, что потом «затаскают»…
– Гражданин Российской Федерации должен быть правосознательным человеком. Или хотя бы по-человечески понимать, что, если сегодня преступление совершено в отношении другого, то завтра преступление может быть совершено в отношении него самого. Так что нужно помогать правоохранительным органам в розыске и поимке преступников. Ведь жертвами преступлений становятся люди, которые честно трудятся, живут рядом с нами.
Цифры
С начала этого года сотрудниками уголовного розыска Алтайского края раскрыто более 7,5 тысячи преступлений, в том числе 144 убийства, 429 причинений тяжкого вреда здоровью, 42 изнасилования, более 4 тысяч краж чужого имущества, 272 мошенничества, 354 грабежа, 82 разбойных нападения, 802 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков и 88 по линии незаконного оборота оружия. Пресечена деятельность двух банд. Кстати, этот год для уголовного розыска России юбилейный – 5 октября службе исполнилось 95 лет.