Потом она расширила перечень возможных для себя работ – и тоже безрезультатно. Когда ей перестали платить пособие – пошла работать по первой попавшейся вакансии, за скромную зарплату – продавцом в магазин игрушек.
Перекос спроса и предложений на рынке труда в Алтайском крае существует уже давно. Не хватавшие с неба звезд выпускники вузов, особенно гуманитарных специальностей, с трудом находят в крае себе работу, зато работодатели днем с огнем не могут найти грамотных и опытных экскаваторщиков, бульдозеристов, да и каменщиков приходится завозить из Средней Азии.
Четыре задачи
Изменить ситуацию призвана разрабатываемая в Алтайском крае «Стратегия действий на рынке труда Алтайского края до 2020 года». Документ во многом уникальный, аналогов в большинстве других регионов России ему нет. Его отличие от существовавших ранее программ по снижению уровня безработицы – переориентация на вовлечение экономически активного населения в эффективную занятость.
Не дело, когда человек с педагогическим образованием торгует бижутерией, а квалифицированная швея сидит дома без работы. Чтобы избежать этого, администрация края, в лице Управления по труду и занятости населения, предполагает повысить эффективность рынка труда. Для этого выделено четыре ключевые цели.
Во-первых, экономика края должна обеспечиваться необходимыми трудовыми ресурсами. Необходимо иметь комплексную картину того, кто и в каком количестве нужен работодателю края, создать условия для привлечения нужных специалистов из других регионов и повысить мобильность трудовых ресурсов внутри самого края.
Чтобы безработный бульдозерист из Алейска знал, что его ждут в Бийске, и имел возможность туда переехать вместе с семьей. Особенно актуальна поддержка специалистов медицинского, педагогического, сельскохозяйственного профиля при переездах в сельские районы. К этой же задаче относится подготовка специалистов в вузах и колледжах с учетом спроса на рынке труда через 2-5 лет.
Во-вторых, край должен не только создавать новые рабочие места через реализацию различных инвестиционных проектов, но и сохранять, улучшать качество существующих рабочих мест – с повышением их комфорта и безопасности, с повышением оплаты труда работникам.
Занятость каждому
В-третьих, стратегия предполагает развитие инфраструктуры рынка труда, когда данные о выпускниках учебных заведений, вакантных местах предприятий, данных краевой службы занятости и частных бирж труда координируются в едином информационном поле. Чтобы выпускник или безработный не перерывал кучу газет с вакансиями, а в одном месте мог получить полную информацию по всем вакансиям специальности в крае.
В-четвертых, стратегия направлена на повышение гарантий безработным гражданам – развитие временной занятости, переобучение, помощь в организации своего дела, поиск рабочих мест для инвалидов, женщин с малолетними детьми, граждан предпенсионного возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Чтобы каждый, кто хочет трудиться, – мог найти себе работу по душе.