Ребенок бьется в истерике в магазине, требуя купить игрушку, дочь-подросток ест только шоколадки, а сына-тинэйджера не оторвать от монитора компьютера – такие проблемы известны многим родителям. Справиться с ними очень сложно, а ведь можно было их вообще не допускать.
Ведь причина таких поступков, чаще всего в том, что родители не сумели в свое время сформировать у ребенка правильные привычки. Как избежать таких ситуаций и что делать, если вы в них уже оказались – разобраться в этом нам помогала врач-психотерапевт, зам главного врача по лечебной работе детской поликлиники №9 Ирина Потапова.
Уметь и делать – разные вещи…
Одна из самых распространенных ошибок родителей и учителей – увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем роль привычек в формировании личности огромна. Тот, кто с детства привык ежедневно, утром и вечером чистить зубы и умываться, будет испытывать тягостное чувство, если ему придется лечь спать неумытым. А тот, кто привык все делать в последний момент, и в студенчестве будет готовиться к экзаменам «в последнюю ночь», и во взрослой жизни в последние секунды запрыгивать в вагон уходящего поезда.
Отсутствие хороших и наличие плохих привычек могут привести не только к раздражению со стороны окружающих, но и проблемам с психическим и физическим здоровьем самого человека.
– Надо понимать разницу между привычкой, навыком и умением. Ребенок может уметь убирать за собой постель, но не делать этого, потому, что у него не сформирована такая привычка, – говорит наш эксперт Ирина Потапова. – Формирование привычки требует времени и происходит тогда, когда в жизни ребенка появляется новый вид деятельности. Это труд ежедневный и без родителей ни один ребенок с ним не справится.
В 15 лет порядку не научишь
На первом году жизни детям прививаются гигиенические навыки. Если их не умывают, не купают и ногти не подстригают, они сами к этому не привыкнут. Когда ребенок начинает ходить, формируются привычки, связанные с опрятностью (с пола не поднимать, руки мыть, убирать за собой игрушки). Тут важно, как формируется вокруг него пространство: организовано оно или нет, все в хаосе или на своих местах. Уже с 1,5 лет ребенок способен в форме игры, с мамой обустраивать свое место, где лежат его вещи (да, он не может сам что-то расправить, застегнуть, но принести на место может). Если в это время этим не заняться, то в 15 лет научить вдруг подростка порядку невозможно.
– Или ребенок идет в школу. Часто родители думают: он вырос, ничего делать не буду. Это неверно. Нужно помочь ребенку сформировать привычку организованного школьного быта: пришел из школы, вымыл руки, покушал, сел за уроки, освободил стол, оставил только учебник и тетрадку по тому предмету, по которому он выполняет задание...
И так изо дня в день. Эти привычки можно сформировать в течение полугода, за один день этого не произойдет. И не надо претензий предъявлять ребенку, если он, отправляясь в школу, забывает тетрадку, пятое, десятое… не собран – это родители не сработали, не организовали его школьный быт, досуг. Значит надо начинать сначала, и помогать формировать привычку, – утверждает Ирина Потапова.
А теперь о ситуациях, случающихся, когда не привиты здоровые привычки.
Без примера – никак
Страсть к «вкусненькому». Часто в детском сознании слова «вкусно» и «полезно» становятся антонимами: вкусно – это вредно, зато празднично и можно позволить себе всякие излишества, полезно – это невкусно, несладко, ограниченно.
Так бывает, когда родители и дети питаются абсолютно разной пищей. Вот мама пытается накормить трехлетнего сына пресным овощным пюре и отварным мясом, приговаривая: кушай, это полезно – вырастишь большим и сильным. А вот папа приходит с работы и на столе появляется тарелка хрустящей жареной картошки, ароматный кусок жареного мяса и вкусный, густо заправленный майонезом, салат «оливье». Ребенок думает: мама говорит, что все это вредно, но как вкусно! Когда вырасту, буду кушать только вкусную еду!».
Другой пример: ребенок разбил коленку, плачет, или капризничает, устав от долгой прогулки. Чтобы его успокоить, мама пытается переключить его внимание на что-то приятное – конфетку. Двух-трех таких моментов достаточно, чтобы сформировать у ребенка стереотип: конфета – это сладко, вкусно, хорошо, спокойно и мама мной довольна». Хорошее подкрепление этого – поощрение ребенка всякими вкусностями за хорошее поведение, оценки и пр. или лишение сладкого в качестве наказания за что-то.
В результате девочка-подросток может отказаться от каш в пользу шоколада, а мама просто махнет рукой: пусть делает, что хочет, я их сама не люблю. И битва за здоровое питание проиграна. Позже, во взрослой жизни, эта девочка скорей всего будет заедать сладким стресс, что чревато риском развития ожирения, сахарного диабета 2 типа, сердечно-сосудистых заболеваний.
Без положительного примера тут не обойтись. Если не только ребенок, но и родители, кушают на завтрак кашу, а в течение дня перекусывают фруктами, а не конфетами, став взрослым, этот ребенок будет отдавать предпочтение здоровой пище.
Дайте детям… себя!
Компьютеромания. Практика показывает, что в компьютере «живут» те дети, родители которых проводят с ними мало времени, либо родители, которые сами много сидят за компьютером – ребенок ползает рядом, и это становится и его действительностью, а родители не против. А второй момент – часто родителям выгодно, чтобы ребенок был «при деле» – лишь бы не мешал. Но суть везде одна – незаинтересованность родителей в своем ребенке. А детям всегда интересней живые игры, живое общение с родителями. Если у мамы с папой просто нет возможности уделять достаточно времени ребенку, они должны, как минимум, позаботиться о том, чтобы помимо компьютера у ребенка были другие интересы: спортивная секция, музыка и т. д.
Если проблема произошла, вернуть ребенка к обычным, не виртуальным, радостям – значит вместе чем-то заниматься (если речь о ребенке дошкольного и раннего школьного возраста, если зависимость возникла в подростковом, что-то поделать очень сложно, родители сами не справятся) – отключить компьютер и взамен дать себя. Конечно, это не касается ситуаций, когда компьютер используется, как источник знаний, возможность углубленно изучить какой-то предмет…
Долой эмоции
Истерика. У некоторых детей есть ритуал: придя в магазин, увидев что-то, что очень хочется, а мама не покупает, упасть на пол и забиться в истерике, пока не получит свое. Такие истерики или демонстративное поведение бывает у детей, которые рождены с повышенной потребностью в любви и внимании. И в какой-то момент они начинают привлекать его разными способами. Детям, как вампирам, просто нужны родительские эмоции – не важно какие: со знаком «плюс» или «минус». Просто, когда ты ведешь себя хорошо, никто психологически не поглаживает за это, а стоит начать вести себя плохо, как тебя наверняка заметят.
Если ваш ребенок уже выдает такие реакции, не ходите с ним в магазин, уберите его из ситуации, где он выдает такое поведение. Если поход в магазин неизбежен, надо сделать, чтобы такое поведение стало для ребенка невыгодным – плохо себя ведет, а результата не получает. Как? Лишите свой голос эмоций, речь должна быть несколько скандирована, употребляйте только подлежащее и сказуемое (никаких причастных и деепричастных оборотов).
Не выполняя просьбу, молча берете ребенка и выходите из магазина – не уговаривая. Обычно это противодействие длится недели две. Потом ребенок понимает, что такое поведение ему не приносит пользу и выгоднее вести себя хорошо. Иногда ребенок сидит сам по себе, что-то делает (рисует, конструирует) и родители думают: как хорошо, что он занят, и не подходят к нему.
А ведь именно в этот момент нужно подойти, погладить его, контакт «глаза в глаза», сказать, как вы сильно его любите – чтобы он эмоциями получил подтверждение положительного поведения, а от отрицательного поведения не получал эмоций, в том числе и отрицательных.