aif.ru counter
204

Надо принимать детей такими, какие они есть

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ-Алтай" 19/10/2011

Как отмечают эксперты, во многом тому виной ставшее уже постоянным реформирование системы образования. От того, что кто-то что-то беспрестанно модернизирует, и учителя, и родители, и сами дети находятся в постоянном стрессе.

О том, какие психологические проблемы наиболее актуальны в школьном возрасте и как с ними бороться, нам рассказала педагог-психолог краевого кризисного центра для мужчин Анастасия Бородина.

Не хочу!

Самая частая «беда», когда у ребенка низкая мотивация к обучению, он не хочет делать домашнее задание и даже отказывается идти в школу. Тут надо понять, что произошло, в чем причина, поговорить с учителем. В первом классе это часто связано с тем, что ребенок не готов психологически.

Когда нет осознания, что теперь будет другой распорядок дня, другие обязанности, нагрузка, правила, что мама не всегда будет рядом, что надо будет самому решать какие-то задачи, слушаться учителя, сидеть смирно на уроке и выполнять задания. А еще понимания, что он не один такой «звезда» в классе. Это дома он для мамы единственный и неповторимый, а в школе таких неповторимых полно.

Ребенок должен понимать: я хороший, но есть и другие хорошие. Ребенок готов к школе психологически, если он осознает, что в его жизни что-то изменится. Поэтому будущим первоклашкам и рекомендуют перед школой пройти подготовительные курсы.

Советы:

■  Не надо думать, что раз ребенок пошел в школу, он уже взрослый. На первых порах родителям важно не завышать планку требований: вот вчера ты играл в игрушки, а сегодня уже должен делать самостоятельно уроки, выносить мусор, сам собираться и ходить в школу. Это стресс для ребенка и он будет этому сопротивляться. Все надо начинать постепенно, и вместе.

■  Дети редко рассказывают о своих проблемах, потому что родители считают, что их проблемы, взрослые, – это проблемы, а у детей какие могут быть проблемы? Живи себе да радуйся… Когда что-то случилось, родителям надо войти в положение ребенка, дать ему понять, что его проблемы, даже самые маленькие, для них важны, они их уважают и постараются решить их вместе.

Очень хороший способ перед сном поговорить с ребенком и записать на листочке все, что его беспокоит. И сказать: вот сейчас мы все запишем, а утром встанем, и я обещаю, что помогу тебе решить эти проблемы. Это будет эффективно. Ребенок будет понимать, что его слышат, понимают, повысится уверенность в себе, потому что в нем уверены родители и воспринимают его как личность, как взрослого члена семьи, а не как ребенка. Тогда будет и мотивация к учебе.

Белая ворона

Если ребенок как-то отличается, выделяется, а учитель не принимает его, не желает оценить его по достоинству, провоцирует на конфликт, это может просто поставить крест на школьной жизни ученика, во всяком случае, до пятого класса, пока учитель не сменится, и уроки не начнут вести разные преподаватели.

Ведь если ребенок отличается, к нему нужно искать какой-то особый подход. А учителю часто «за эти копейки» просто не хочется «заморачиваться». Самое страшное, что это отношение учителя подхватывают одноклассники: если он относится к мальчику или девочке так, значит, и мы будем так же, значит, действительно с ним «что-то не так», он «не такой как все».

Советы:

■  Если ребенок посещает только школу, но у него ярко выражены творческие способности (необычные детки, как правило, творческие), родителям стоит понять, чем он любит заниматься, почему отличается от всех, и отдать его в ту среду дополнительного образования, где он будет чувствовать себя комфортно.

Потому что школа – это не всегда то место, где мы «живем». В нее можно ходить только за знаниями, а подпитывать себя, реализовываться, самооценку себе поднимать приходиться в другом месте, в другой области, где дети занимаются одним делом.

■  Вообще, психологи рекомендуют не вмешиваться родителям во взаимоотношения ребенка со сверстниками. Это его жизнь, и за него им ее не прожить. Дети должны учиться на собственных ошибках. Когда родители вмешиваются в конфликтные ситуации детей с одноклассниками, тех это еще больше злит.

Да и родители не знают, их ребенок на 100% прав в конфликте или нет, по какой причине он возник и еще массу нюансов. В этом разобраться должен сам ребенок, но с помощью родителей – им стоит объяснить ему некоторые модели поведения в конфликтной ситуации.

Например, вашего ребенка обзывают по фамилии. Почему люди часто в детстве стесняются фамилии, а, вырастая, перестают? Дети не знают значения фамилии, ее истории, каких-то достижений родственников-носителей этой фамилии.

Есть простые приемы: нарисуйте фамильный герб (можно его придумать), расскажите про дедушку, воевавшего в Вов, или прадедушку, который прославился чем-то другим. Поднимите в глазах ребенка значение фамилии, тогда он будет чувствовать себя уверенней. И на то, что его обзывают, просто не будет внимания обращать.

Другое дело, если ребенка избили. Тут два варианта: или поговорить с обидчиками, выяснить, что, зачем и почему, или дать в следующий раз сдачи. Самое главное тут – эффект неожиданности. Чем неожиданней ребенок реагирует на поступки сверстников, тем лучше. От неожиданности они опешат, и в другой раз так делать не будут.

■  Чтобы конфликт не затягивался, надо дать отпор. И ребенок должен это сделать сам. Но и родители не должны быть в стороне – они должны помогать: повышать самооценку, уверенность в себе, поддерживать его во всех начинаниях, идеях. Также они могут контактировать с учителем и родительским комитетом. Но не разбираться со школьниками.

Синдром отличника

Обычно встречается у детей из семей, где большую роль играют знания, ум, интеллектуальное развитие, достижения, где понятия «любовь» и «забота» подменяют друг друга. Где детям с дошкольного возраста говорят: «ты будешь учиться на одни пятерки», научат его заранее читать и писать, но не дадут права на ошибку, не поддержат, когда он оступится.

Где родители-лидеры (а по сути, перфекционисты) заботятся о том, чтобы ребенок хорошо кушал, хорошо одевался, имел хорошие игрушки, хороших друзей и хорошие знания, даже не хорошие, а самые лучшие!

Завышенные требования в сочетании с неумением прощать ошибки порождают синдром отличника, который остается на всю жизнь. Вы узнаете в себе родителя-перфекциониста, если вспомните, что ругаете вашего ребенка не за двойки, а за… четверки, остановитесь, еще есть время все исправить.

Ребенок думает: я получу любовь только тогда, когда принесу пятерку, когда буду отличником, получу «золотую» медаль. И старается, выкладывается. Но жизнь бывает разная, в ней случаются и неудачи, и вам как родителю гораздо важнее научить малыша справляться с ними, чем просто следить за его успеваемостью.

Совет:

■ Родители должны понимать и любить ребенка таким, каким он является, а не таким, каким они хотят его видеть.

Не пытаться реализовать с помощью него какие-то не удавшиеся им самим достижения, не навязывать ему то, что они хотят, советоваться с ребенком, понимать, что ему нужно, и учитывать эти потребности.

Может, ему не нужны английский, французский и немецкий одновременно, может, он хочет просто сходить с мамой и папой в кино?

ВАЖНО

Главная рекомендация родителям – быть уверенными в своих детях на 100%. Какими бы они ни были: двоечниками, троечниками или отличниками. Если показывать ребенку: я в тебе уверен, я тебя поддержу, твои тревоги для меня очень важны, больших проблем не будет.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество