– У нас на работе объявили, что дневной заработок каждого будет перечислен для помощи затопленному Дальнему Востоку, – рассказывает Екатерина П., сотрудница одной из производственных компаний Барнаула.
– Мне не жалко этих денег, но я сомневаюсь, что они дойдут до конкретных людей, которые действительно в них нуждаются. И почему подобные акции осуществляются не в добровольном, а в принудительном порядке?
По словам нашей читательницы, все её коллеги, конечно, приняли участие в акции. Некоторые делали это, что называется, по велению сердца, а некоторые – из опасения возможных оргвыводов со стороны руководства. Но тема «матпомощи», которая была организована непререкаемым приказом сверху, активно обсуждалась в кулуарах их предприятия.
Всем миром
Так было всегда в нашей большой стране: если в одном из её уголков случалось несчастье (природная стихия, техногенная катастрофа, военный конфликт), то на помощь пострадавшим приходили все соотечественники. Всем миром отстраивали разрушенные землетрясениями узбекский Ташкент в 1966 году и армянский Спитак в 1988 году, помогали беженцам из Чернобыля в 1986 году и жертвам страшной железнодорожной катастрофы под Уфой в 1989 году, мирному населению, попавшему под огонь в Нагорном Карабахе в 1987-1991 годах и Южной Осетии в 2008 году…
Даже тогда, когда проблемы соседа стали вообще-то делом совсем другого государства, в наших людях стремление прийти на помощь живёт. И уж что говорить, если беда постучалась в ворота родного Отечества! Русское милосердие, выдержанное на закваске советского товарищества, развязывает узелки заветных платочков пенсионеров, и несут они накопленную денежку на почту, посылают тем, кому сейчас хуже, чем им, бедолагам.
– Первыми, как всегда, реагируют люди старшего поколения. Они правильно оценивают обстановку, понимают, что не до рассуждений, срочно нужна помощь, а значит, надо действовать, – считает Раиса Фёдорова, председатель краевого отделения Российского Детского Фонда.
Сегодня поддержать тех, кто пережил неслыханной мощности паводок на востоке России, стараются многие наши земляки. Если уж не деньгами, так другим своим участием. Например, жительницы Барнаула Татьяна Дорохина и Антонина Вязникова вяжут для пострадавших детей шерстяные носки и варежки.
– Мы не смогли остаться в стороне, когда наши граждане, особенно дети, нуждаются в помощи, – говорят женщины. – И наши соседки по улице 2-я Речная сейчас тоже занялись вязанием, чтобы передать тёплые вещи жертвам стихийного бедствия.
Круговорот доброты
В середине августа, когда стало понятно, что паводок на востоке России слишком затяжной и разрушительный, краевые власти рассматривали возможность и варианты оказания помощи жителям подтопленных районов Амурской области, Еврейского автономного округа, Хабаровского края. Прежде всего продовольствием. В частности, по просьбе правительства Амурской области в крае были зарезервированы необходимые объёмы овощей и картофеля. В пострадавшие районы пошли составы со стройматериалами, древесиной. На помощь коллегам отправились алтайские спасатели и пожарные. Чтобы решить одну из жизненных проблем пострадавших от паводка – нехватку чистой воды, в Алтайском крае заготовили и отправили более 20 тысяч литров питьевой воды.
– Несколько лет назад, когда на западе Алтайского края прошёл верховой лесной пожар, мы ощутили очень мощную, своевременную поддержку со стороны федерального центра, федерального правительства, – говорит Александр КАРЛИН, губернатор региона. – И одновременно нашим людям, пострадавшим от стихии, помогали со всех концов страны, в том числе и жители Дальнего Востока.
С 26 августа по 10 сентября на счёт благотворительной акции «Помощь пострадавшим от наводнения» от жителей края поступил 1 млн 251 тыс. 333 рубля. 11 сентября средства были перечислены, в том числе 600 тыс. рублей – в Хабаровский край, 400 тыс. рублей – в Амурскую область. И сегодня уже дальневосточники благодарят за оказанную помощь. Так, в письме Елены СУРКОВОЙ, председателя Хабаровского краевого отделения РДФ, говорится: «Благодарим всех жителей Алтайского края за большую помощь детям и семьям с детьми, пострадавшим от крупнейшего наводнения на Амуре, за проявленное чувство сострадания, душевное тепло и заботу, за солидарность в трудные дни испытаний. Средства в сумме 600 тыс. рублей от благотворителей Алтайского края направлены на приобретение спальных принадлежностей, демисезонной обуви и одежды детям наиболее пострадавших территорий: Нанайского, Комсомольского, Хабаровского районов, города Комсомольск-на-Амуре».
Но есть и вопросы
Безусловно, помощь нуждающимся – дело добровольное. Требовать проявлений сострадания от окружающих бессмысленно, а превращать благотворительность в «акцию» глупо. Когда читаешь в официальных пресс-релизах о том, что «самые крупные благотворительные пожертвования поступили от…» и далее идёт перечисление предприятий и компаний с указанием внесённых сумм, возникает один неприятный вопрос. Понятно желание назвать тех, кто участ- вовал в добром деле, но уместны ли сравнительные акценты? Это же не отчёт о соцсоревновании прошлого времени, когда кто больше «выдал на гора» – тот и больше молодец. Может быть, желание прослыть молодцом и подталкивает некоторых руководителей к принуждению своих работников к показному милосердию (как это было на предприятии, о котором рассказывала Екатерина П.) и тем самым нарушать их права? Как бы то ни было, но идею деятельного сопереживания бедам ближнего такие административные методы явно дискредитируют.
Мнение эксперта
Раиса ФЁДОРОВА, председатель Алтайского краевого отделения Российского Детского Фонда имени Альберта Лихачёва:
– За годы существования краевого отделения РДФ мы накопили достаточный опыт участия в масштабных благотворительных акциях. Мы знаем, каким образом наиболее эффективно наладить процесс, чтобы реально помочь пострадавшим людям.
В помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке собрано 5 млн 176 тыс. 638 рублей (по состоянию на 25 сентября). Часть этих денег мы уже отправили в Амурскую область и Хабаровский край. На эти средства местные отделения Детского Фонда покупают для семей с детьми тёплые вещи, постельные принадлежности – в общем, то, что необходимо в первую очередь.
Часть собранных нами денег идёт на поощрение алтайских производителей, которые на благотворительной основе передают необходимые для жителей пострадавших районов товары. Дело в том, что сотрудники краевого отделения РДФ связываются со своими коллегами из пострадавших регионов и обговаривают, что конкретно нужно. Составляем список необходимых вещей (вплоть до конкретных размеров одежды и обуви), ищем в крае производителей, выпускающих нужные товары. Так, частный производитель из Родинского района передал 68 пар новых валенок, причём 40 пар – бесплатно. По льготным ценам передали свои изделия швейная фабрика Рубцовска и трикотажное предприятие Барнаула. От населения тоже принимаем вещи, но обязательно новые: пусть это будет одна пара варежек – но не заношенных, добротных. Уже сформировано 100 посылок с тёплыми вещами для отправки в затопленные районы.
Мнение власти
Иван ЛООР, председатель АКЗС:
– Мы все понимаем, что масштаб бедствия на Дальнем Востоке серьёзный. Жителей Алтайского края всегда отличали такие качества, как сострадание и «чувство плеча». Сегодня наша поддержка необходима дальневосточным регионам. На сентябрьской сессии АКЗС депутаты обратились ко всему депутатскому корпусу края (а это порядка 7,5 тысячи человек – депутаты районного, городского уровня и сельских поселений) с просьбой помочь жителям Дальнего Востока. Надо сказать, что все депутаты АКЗС сразу откликнулись на это обращение. Только за время сессии было собрано 70 тысяч рублей. А многие депутаты ещё перечислили средства по безналичному расчёту на счёт Алтайского отделения Российского детского фонда, привлекли к этому доброму делу свои трудовые коллективы. Вообще я должен отметить, что депутаты достаточно часто участвуют в разного рода благотворительных акциях как в своих избирательных округах, так и на уровне края. Регулярно депутаты переводят средства на счёт краевого губернаторского марафона «Поддержим ребёнка».
Верить хочется, но…
Наталья НИКОЛЕНКОВА, поэтесса, радио– и телеведущая:
– Как человек, всю жизнь проживший в России, я тоже до конца не верю, что все деньги, которые выделяет государство и собирают его простые граждане, пойдут на помощь пострадавшим. Когда меня к этому призывают телезвёзды федеральных каналов со своими умильными выражениями лиц, им я не очень-то верю. Уж лучше бы меня кто-то другой призывал! Но, тем не менее я уже отправила смс на номер 4447, уже получила благодарность, и отправлю ещё несколько смс. Потому что как-то несмотря ни на что хочется верить в хорошее. Хочется надеяться, что обман происходит не всегда, что хотя бы деньги, которые идут в помощь тем, кто пережил такую трагедию, не будут растащены.
Я верю, что действенной может быть помощь чем-то материальным. Вот, например, на совещании у губернатора решали дома сборные послать в затопленные районы. Вот в это я верю! А деньги… Тем более, когда перечисляют во «благо», не спрашивая мнения работников, часть их зарплат – это безобразие! Так нельзя делать. Помощь должна быть только добровольной, от сердца.
..Как-то в нашей стране человеку, чтобы быть уверенным, что его помощь дошла, нужно, чтобы она была максимально адресной. Вплоть до того, что вот приносишь и отдаёшь из рук в руки. Потому что все эти перечисления – это всё так эфемерно. Ужасно сознавать, что кто-то ухитряется нажиться на такой беде, как наводнение или пожар, или катастрофа. Хотя вон ещё Меншиков поставлял в петровскую армию гнилое сукно, за что получал от царя дюлей. А сейчас что-то никто не получает…