Примерное время чтения: 9 минут
454

Параллельные кривые. Кому нужны дети, ненужные родителям?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ-Алтай" 06/11/2013

Шесть дней из соседского дома слышался детский рёв. Когда дверь всё же вскрыли, то посреди грязи и разрухи вымерзшего жилища увидели двухлетнего ребёнка. На нём была только драная майка и мокрые, полные испражнений, штанишки. За шесть дней малыш, оставленный «загудевшей» где-то с друзьями-приятелями мамашей, съел всё, что смог найти, даже бумагу…

Давайте положа руку на сердце: к случаям, подобным этому, произошедшему недавно в одном из сёл нашего края, многие привыкли почти как к ежедневному прогнозу погоды. Порой кажется, что эти никому не нужные дети живут в параллельном с нами мире. Но они – рядом, а значит, кривая их несчастья пересекается-таки с уютным мирком нашего «деликатного» невмешательства.

«Скорая» для семьи

Сиротами дети не рождаются. Сиротами становятся. Редко – в результате трагических обстоятельств, когда родители умирают или погибают. Гораздо чаще – из-за того, что родные люди предают, отказываются, бросают на произвол судьбы.

Многие считают, что причины социального сиротства – прежде всего материального плана. Так, да не совсем так. На Алтае, не самом богатом в России регионе, до 2013 года в крае было закрыто 11 детских домов. И не потому, что они плохие, а потому, что всё больше детей стали брать в свои семьи усыновители и опекуны.

Безусловно, семье, в которой есть ребёнок, тем более, если не один, сложно в материальном плане. Но экономические проблемы только подталкивают духовно незрелых людей к порокам, которые приводят к тому, что дети становятся ненужными.

Социальное сиротство страшно многими последствиями. Одно из них – то, что из ненужного сегодня родителям ребёнка вырастет такой же «замороженный» родитель. Во время «круглого стола», который организовала краевая общественная организация опекунов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Доброе сердце» совместно с газетой «АиФ-Алтай», неравнодушные к этой проблеме люди искали ответы, как предотвратить ситуации, когда дети становятся сиротами при живых родителях, чем можно помочь семьям из группы риска, а также приёмным и опекунским семьям.

За несколько лет своей деятельности АКОО «Доброе сердце» работало над несколькими проектами, ориентированными на реальную помощь детям – социальным сиротам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

– С октября мы работаем над проектом «Остров надежды», – говорит Лилия НОВИКОВА, председатель правления общественной организации. – Он направлен на оказание помощи детям, взятым под опеку или на усыновление, и опекунским и приёмным семьям. Дети, которые попадают в такие семьи из приютов и детских домов, как правило переживают большую душевную травму из-за равнодушия родных мам и пап. Приёмной семье и нашим специалистам требуется много усилий, чтобы вывести ребёнка из этого состояния. В нашей организации 112 семей: это многодетные семьи, семьи, взявшие на воспитание детей-сирот, малообеспеченные семьи и семьи из группы риска. Они обмениваются опытом воспитания. И надо отметить, что те, кто раньше брал на воспитание 1-2 детей, теперь берут и 5, и 8 детей.

Кстати, в «Добром сердце» занимаются такой необычной формой работы с семьями из так называемой группы риска, как скорая социальная помощь, когда специалисты – психологи, юристы, педагоги – выезжают в семьи, где разгорелся конфликт.

Воспитывать, разделяя?

Аксиома: воспитывать будущих родителей может либо семья, либо система образования. Это два крупнейших социальных института, которые влияют на формирование будущих мам и пап. Исследование социального портрета молодёжи, которое проводилось в 2011 году по инициативе Общественной палаты России, показало, что из года в год всё менее воспитанные и образованные молодые люди, чем их родители, выходят в жизнь со школьной скамьи.

Во время «круглого стола» много споров вызвала методика раздельно-параллельного обучения, которую сегодня пытаются внедрить в систему российского образования. Можно сказать, что это модифицированная практика, которая существовала в стране и в дореволюционное время, и даже в годы Советской власти. Но, в отличие от просто раздельного образования, раздельно-параллельное предполагает то, что уроки у мальчиков и девочек проходят по разным программам и в разных помещениях, а другие школьные мероприятия – концерты, вечера отдыха, собрания – общие, где они все вместе и учатся общаться между собой.

– Как утверждают учёные, следствием смешанного обучения являются нарушения в пололичностной идентификации ребёнка, – считает Евгения МОРОЗОВА, член общественной организации «Краевой союз за здоровое развитие детей». – Мальчики, менее готовые – и физиологически, и психологически – к первому этапу обучения, становясь «отстающими» на фоне девочек, начинают подстраиваться под образ успешной девочки. В их понимании происходят определённые сдвиги…Учёные утверждают, что мальчики всё больше и больше начинают развиваться по женскому типу, а 80% старшеклассниц развивается по мужскому плану. Не в этом ли причина угасания материнского и отцовского чувств?

Не хочется верить, что запущен чудовищный маховик разрушения вековых устоев и ценностей, по которым каждый являющийся в свет ребёнок – высший дар, а не просто физическое тело, которое нужно накормить и одеть. А если с ребёнком становится невмоготу, то его можно и выбросить…

К слову

По данным Минобрнауки, в 2012 году в стране была 731 тыс. социальных сирот. Впрочем, Росстат называет другие цифры – 801 тысяча. К понятию «социальный сирота» можно смело отнести и беспризорников, скитающихся по городам и весям вдали от родного очага и часто входящих в преступные группы (таковых по оценкам разным источников в России около 1 млн), и детей, за которыми нет должного родительского надзора (опять-таки по разнящимся сведениям, в среднем около 2 млн).

Мнение эксперта

Фото: Из личного архива

Евгения МОРОЗОВА, член правления АКОО «Краевой союз за здоровое развитие детей»:

– Никакие мифические требования прогресса или реформы в образовании не должны переломить заложенного природой начала: мальчики должны вырастать мужчинами, будущими отцами, а девочки – женщинами, будущими матерями. В этом смысле опыт раздельно-параллельного обучения весьма успешный. Я сама не раз посещала две школы, работающие по этой системе, – одна из них московская, другая находится в соседнем регионе – это лицей «Гармония» города Железногорский Красноярского края. Назову несколько цифр: рост мальчиков-учеников начальных классов в лицее «Гармония» на 3,7 см выше, чем в среднестатистической обычной школе региона. После окончания лицея годность юношей по здоровью к службе в армии – 96-100%, а среди выпускников смешанных классов этот показатель – 46-52%...

Когда мы в поиске решения такой важной проблемы, как будущее российской семьи, и не знаем, что делать – нельзя таким опытом разбрасываться. У нас есть ресурсы, есть системы образования и воспитания, которые себя оправдали и доказали свою правильность. Так почему мы это игнорируем? Прекрасен курс «Этика и психология семейной жизни», но его нет нигде в программах школ, даже в предлагаемых факультативах. А на систему раздельно-параллельного обучения может перейти любая школа, потому что эта методика утверждена Министерством образования, здравоохранения и имеет санитарно-эпидемиологическое заключение.

Мнение власти

Фото: Из личного архива

Галина ХАЙДАРШИНА, зав.отделом по охране прав детства администрации Октябрьского района Барнаула:

– Причиной социального сиротства, полагаю, является растущая безответственность и безнаказанность родителей за воспитание и содержание детей, утрата семейных ценностей. Родители очень легко идут на расторжение брака, рождение ребёнка без брака, лишение друг друга родительских прав. Они манипулируют ребёнком в угоду своим интересам в различных семейных спорах.

В 2013 году в Октябрьском районе лишены родительских прав 50 родителей в отношении 52 детей. При этом по инициативе органов опеки и попечительства рассмотрено всего 16 дел, остальные – иски родителей друг к другу. Если ювенальная юстиция поможет нашему обществу повысить ответственность родителей за свои действия или бездействия в вопросах воспитания, содержания, обучения детей, то, полагаю, её внедрение возможным и у нас.

Учить любви, а не анатомии

Фото: Из личного архива

Вячеслав КАЙГОРОДОВ, председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Общественной палаты Алтайского края:

– Считаю, что главным аспектом в профилактике социального сиротства является воспитание и просвещение подрастающего поколения. Необходимо в школах вводить курс «Психологии семейных отношений». Однако, когда в школу приходит врач и рассказывает о физиологических аспектах интимной жизни, – это совсем не психология семейной жизни. О физиологии отношений они могут узнать и из Интернета. А вот тонкостям отношений родителей между собой и своими детьми – этому надо учить. До тех пор, пока молодые люди не поймут, что ребёнок – главная ценность в жизни, вряд ли что-то изменится кардинально.

Кто пополняет армию социальных сирот? Нежеланные дети. Поэтому мы должны уже с подростками говорить о планировании семьи. Низкий уровень культуры и примитивизация нравственных ценностей приводит к обесцениванию человеческой жизни вообще и к появлению социальных сирот в частности.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах