Примерное время чтения: 6 минут
93

Начальник краевого «коммунального» управления – о перспективах реализации ФЗ-185 в крае

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. "АИФ-Алтай" 07/04/2010

Уже отремонтированные многоквартирные дома и новые квартиры взамен ветхого жилья стали очень «заразительным» примером. О том, в каком формате будет продолжена реализация Федерального закона № 185, мы расспросили начальника краевого Управления по жилищно-коммунальному хозяйству Николая ЦЕЛИЩЕВА.

Из ветхих строений – в свои дома

– Николай Иванович, не раз уже говорилось, что благодаря успешной реализации в 2009 г. программ по ремонту многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья, край может рассчитывать на дополнительную поддержку Фонда. О каких объемах идет речь?

– Действительно, мы можем претендовать на увеличение лимитов финансовой поддержки, т. к. 26 марта при утверждении годовых отчетов правление Фонда еще раз подтвердило, что регион выполнил программы в полном объеме. Деньги краю будут предоставлены – предварительная договоренность об этом достигнута между губернатором Александром Карлиным и генеральным директором Фонда Константином Цициным. Но о конкретной сумме говорить преждевременно. На дополнительную поддержку претендуют еще порядка 20 регионов, распределение лимитов зависит от общей площади жилищного фонда каждого субъекта РФ. Решение должно быть принято не позднее июля, но понятно, что в прежних объемах средств уже не будет. Напомню, на 2008-2011 годы краевой лимит был равен 4 млрд 292 млн руб., освоено 4,111 млрд рублей.

– А оставшиеся средства?

– Решено, что эти 180 миллионов рублей пойдут на реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья. Если прежде она реализовывалась с учетом необходимости стимулирования рынка жилья как такового, то теперь приоритет – развитие малоэтажного строительства. В 2009 г. в программу могли попасть только многоквартирные дома, степень готовности которых к моменту ее начала была не менее 70%. По малоэтажным домам такого требования нет: строительство можно начинать хоть с нуля, если есть уверенность, что оно будет максимально быстро завершено. Неизменным остается условие предоставления жилья «метр в метр».

Это, конечно, создает проблему: жилье площадью 16 или 20 «квадратов», как есть в сносимых домах, уже никто не строит. Средства на переселение в этом году претендуют получить Барнаул, Белокуриха, Рубцовск, Алейск, Горняк и семь районов, и мы нацеливаем муниципалитеты на опережающее решение вопроса о «квадратуре», варианты здесь есть. Полагаю, до конца месяца будет сформирована заявка по переселению на имеющиеся 180 миллионов; не исключено, что на эти цели край получит еще.

Условия стали строже

– Есть ли коррективы в условиях программы капитального ремонта многоквартирных домов?

– Право определять условия включения домов в программу теперь дано субъектам федерации. Учитывая меньший, чем прежде, объем средств, к отбору домов будем подходить более тщательно. Во внимание принимается множество критериев: технические (степень износа дома, предполагаемое улучшение его качественных характеристик после ремонта и т. д.), организационные, финансовые…

Платежная дисциплина собственников квартир очень важна: если люди не платят за жилое помещение коммунальные платежи, то как можно полагаться на их пятипроцентное софинансирование ремонта? Особо хотел бы выделить готовность собственников дома к проведению капремонта. Больше шансов попасть в программу будет у жителей тех домов, где на момент начала формирования заявки будут готовы сметы, проектная документация, дефектные ведомости, не говоря уж о протоколах проведенных собраний.

Заявку будем составлять, когда Фонд определит объем поддержки, а завершить программу - 2010 года нужно строго до нового года, т. е. сроки очень жесткие.

– Николай Иванович, при всей успешности реализации краевых программ наверняка в каких-то муниципальных образованиях были определенные недочеты. Не может ли это обстоятельство повлиять на формирование новой заявки?

– Без претензий с нашей стороны и со стороны жителей отработали в Заринске, Алейске, Зональном, Михайловском, Ключевском, Алтайском, Косихинском и, возможно, еще в 2-3 районах. А вообще в адрес Управления с мест поступало немало жалоб, связанных с проведением ремонта. Но это не значит, что «попавшие на заметку» муниципальные образования будут автоматически лишены средств Фонда. Исходя из объема выделенных средств, будем смотреть на степень сегодняшней готовности. Это относится и к тем 12 территориям, которые до сих пор не участвовали ни в программе ремонта многоквартирных домов, ни в программе переселения.

Нужно подчеркнуть, что включение в заявку муниципального образования зависит не только от качества уже произведенного ремонта, соблюдения сроков его выполнения и т. д. Для получения средств финансовой поддержки в муниципалитетах должен планово – по условиям Фонда – развиваться рынок частных организаций как в коммунальном комплексе (ресурсоснабжающие предприятия), так и в сфере непосредственно жилищного управления.

К примеру, если в 2008 г. необходимо было иметь 25% частных предприятий в коммунальном комплексе, то в этом на момент защиты заявки таковых должно быть 50%, а к концу года – уже 80%. И в законе немало подобных «нюансов», которые неукоснительно нужно выполнять.

Гарантия достижения цели

– То есть, если в каком-то городе или районе не достигнуты определенные показатели, то о поддержке Фонда можно и не помышлять?

– Более того, те муниципалитеты, которые получили средства Фонда хоть раз, допустим, в 2008 г., должны стремиться к этим показателям до окончания срока реализации ФЗ-185, т. е. 2012 года включительно, иначе им придется вернуть потраченное! Ведь основная цель создания государственной корпорации в лице Фонда – не просто выделение средств на капитальный ремонт и переселение из аварийного жилья, а активизация на местах процесса реформирования ЖКХ как такового. Два года назад органы местного самоуправления, говорю о крае, пассивно относились к реформированию, рынок частных организаций был не развит. Теперь их прирост в коммунальном комплексе 22%, в управлении жилищного фонда – 79%. В создании ТСЖ вообще произошел резкий скачок, особенно на селе.

То, что в крае на сегодня поставлены на государственный кадастровый учет 1237 многоквартирных дома, хотя на начало 2008 г. таких не было ни одного, – это тоже следствие ФЗ-185.Закон также предполагает обязательное наличие инвестиционных программ в сфере ЖКХ: в прошлом году в крае были реализованы первые шесть, сегодня «коммунальные» инвестиционные программы разработаны уже в 30% муниципальных образований. Таким образом, шаг за шагом мы движемся к «цивилизованному» рынку ЖКХ.

И, для того чтобы это движение было ровным и достигло цели, всем нам – краевой администрации, органам местного самоуправления, коммунальным предприятиям, управляющим организациям, собственникам жилья нужно предпринимать максимально активные действия.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах