По признанию Ивана Лоора, о нематериальных категориях журналисты давно с ним не беседовали. Тем не менее, врасплох вопросы Лоора не застали.
Частный интерес как признак перемен
- Иван Иванович, в читальном зале краевого архива обратил внимание на большое число посетителей, занимающихся восстановлением своей родословной. Среди желающих получить информацию о предках не только многие жители края, но и Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России. Вас такое наблюдение не удивляет?
- Нет! Это очень хороший знак. За частным интересом вижу символ глубоких общественных перемен. Когда люди исследуют свои корни, они хотят передать «генеалогическое древо» своим детям, внукам, другим поколениям. Восстановить духовную связь, традиции. Тем, кто не собирается жить в России, генетическая память не нужна. Иваны, не помнящие родства; народ, не знающий своего прошлого, и потому не имеющий будущего – это самые мягкие ярлыки, которые многие годы недруги приклеивали россиянам.
А наши исконные ценности – патриотизм, внутренняя моральная сила, традиционный семейный уклад, бескорыстие, способность жить по совести, умение сострадать – высмеивались и опорочивались. Не без расчета, конечно. Скептики до сих пор утверждают, что в России возврата к духовности никогда не будет. Но то, что происходит сегодня, эти глупости опровергает. Раз уж докапываются до корней, значит, собираются растить детей и внуков на своей земле и воспитывать их на наших, российских ценностях. А это верный признак выздоровления общества.
Другое дело, что, по объективным причинам, многим моим землякам не удается найти сведения в архивах глубже четвертого – пятого поколения. Наши предки, как известно, переселились на Алтай в начале двадцатого века, в результате реформ Петра Аркадьевича Столыпина. Главным образом, из Малороссии - нынешней суверенной Украины, и центральных российских губерний.
Где из-за войн и революции большинство окладных записей, ревизских сказок, анкет сельскохозяйственной переписи, церковных метрических книг, музейных архивов (сведения о рождении содержались в этих источниках, авт.) были утрачены. Но искать надо.
Гранты - подвижникам
- Вы назвали музеи в числе возможных мест поиска информации о родственниках. Какую, на ваш взгляд, роль эти учреждения культуры могли бы играть в духовном просвещении жителей края?
- Музеи, по определению, могут и должны быть носителями высокой духовности. Там собрана информация об истории, быте, традициях нескольких поколений. Скажу без преувеличения, в большинстве музеев края трудятся настоящие подвижники. Знаю об этом не понаслышке, поскольку в рабочих поездках по районам нахожу время зайти туда и пообщаться с сотрудниками.
- Сложное финансовое положение муниципальных музеев – общеизвестный факт. Разве не так?
- Действительно, музеи живут непросто, финансирование недостаточное. Тем не менее, ежегодная акция «музейная ночь», привлекающая много молодежи, прочно вошла в обиход, проводится исследовательская, поисковая работа. Большое значение придается военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Особенно в год 65-летия победы в Великой Отечественной войне. А недостаток средств поможет компенсировать учрежденная губернатором края система специальных грантов. Надо только предложить интересный проект.
- Он может быть связан с темой войны?
- Конечно. Мне сразу в связи с этим вспомнился музей Локтевского района, его основатель и бессменный, в течение 25 лет, директор - Татьяна Рейзвих. Бывал там и убедился: Татьяна Ивановна в работе с молодежью огромное внимание уделяет подвигу земляков - героев-панфиловцев: политрука Василия Клочкова, рядовых Гавриила Митина и Петра Емцева. Тем более, что 16 ноября 2011 года исполняется 70 лет историческому бою у разъезда Дубосеково Московской области. Мероприятия на уровне края мы планируем. Безусловно, в рамках губернаторского гранта, будут поддержаны и конкретные предложения районной администрации. И это только одна тема.
От пива до парламента
- Сейчас стало модным упрекать молодежь в инфантильности, безнравственности, отсутствии патриотизма. Словом, «с пивом по жизни» и точка. Разделяете такие оценки?
- Категорически нет. В год 70-летия законодательной власти края, вместе с краевой Избирательной комиссией мы проводили конкурс школьных сочинений. Когда ознакомились с работами, вначале подумали - писали взрослые. Оказалось – не так. Поразили глубокие знания, уважительное отношение к малой родине, патриотизм, нравственный стержень. Так что утверждения, что вся наша молодежь равнодушная и безнравственная, ошибочные. А та часть, которая все-таки предпочитает пиво нормальной, насыщенной интересными делами жизни, просто требует повышенного внимания со стороны старшего поколения.
- В чем, конкретно, это могло бы проявиться?
- Считаю, что молодежь способна к самоорганизации. Нужен только импульс, посыл со стороны государственных и общественных структур, занимающихся молодежной политикой. Идея создания краевого молодежного парламента – только один из таких импульсов. Не скрою, мне эта идея очень близка, потому молодым парламентариям стараюсь уделять как можно больше внимания. И вот что интересно: когда, два года назад, я впервые пришел на заседание парламента, то увидел ребятишек, которые, как мне показалось, с трудом понимали, зачем они здесь?
Сегодня это уже работающая, мощная молодежная организация, генерирующая множество интересных проектов. В том числе, в области духовного просвещения. Скажу больше, из этой среды, а также из молодежных парламентов городов и районов края, на ближайших выборах может выдвинуться в представительные органы власти разных уровней немало талантливых, амбициозных в хорошем смысле, политиков. Фамилии пока называть не буду. Большую роль в молодежном движении играют студенческие строительные и школьные поисковые отряды, одни из лучших в России.
Мы выходим на международный уровень молодежного обмена. Только что в «Бирюзовой Катуни» провели форум «Активность. Творчество. Развитие. Сибирь-2010» с участием делегаций из семи стран. А вот рабочая молодежь в большей части пока предоставлена самой себе. Тут нам, вместе с молодежным парламентом, предпринимателями, бизнес - сообществом есть, о чем подумать. Этих ребят тоже надо вовлекать в общественную жизнь края.
«Испорчены» хорошей литературой
- На одном из барнаульских рынков, где по субботам работает книжный «развал», познакомился с удивительным человеком. Он состоявшийся, успешный предприниматель и книги продает, по его выражению, «для души». Поскольку, опять же с его слов, «испорчен хорошей литературой». По весьма доступной, кстати, цене. И не «бульварное чтиво», а качественные издания. К юбилею Победы, например – военную прозу Константина Симонова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова. Тоже признак выздоровления общества?
- И общества, и бизнеса. Помните первую волну так называемых бизнесменов? Многие из них, мягко говоря, не являли собой эталон интеллекта. А мерилом «крутизны» и успешности были золотые цепи на шее толщиной в палец и мешки «черного нала». Такие люди не могли долго и успешно развивать бизнес. Приведенный вами пример, к счастью, далеко не единичный. Те, кто, начиная с прошлого года, посещает село Сростки, родину Василия Макаровича Шукшина, наверняка обратил внимание на замечательный храм, украшение мемориального музея писателя.
Между тем, бизнесмен, давший деньги на строительство, до сих пор не желает, чтобы его имя упоминалось. Ему не нужны самопир, политическая конъюнктура. Человек построил центр духовности просто по зову души. Современные представители бизнеса уже стремятся дать качественное образование своим детям, выделяют немалые средства на благотворительные цели. Что это, если не духовность? И разве не духовность потянет за собой модернизацию страны и подъем экономики?
- Кстати, Иван Иванович, а что вы сами читаете?
- В редкие свободные часы, как правило, в отпуске, люблю перечитывать Виктора Астафьева. Его «Царь - рыбу», другие остропроблемные произведения о современной российской деревне. По-прежнему, привлекают исключительно реалистичные рассказы о войне «Иван», «Иваново детство», роман «В августе сорок четвертого» Владимира Богомолова. Эдуард Хруцкий и братья Вайнеры за детективной оболочкой скрывают глубокий психологизм сюжетных коллизий. С интересом читаю Михаила Веллера. У этого автора неподражаемая точность и гибкость стиля, неожиданные сюжеты.
Ну, и конечно, повести и рассказы Василия Шукшина. Наш великий земляк, как никто другой, мог проникнуть в душу любого человека. На Алтае могли бы жить другие народы
- Иван Иванович, в начале интервью вы упомянули о Петре Столыпине, председателе Совета Министров Российской империи 1906-1911 годов. В этом году, как известно, отмечается 100-летие его приезда на Алтай. Между тем, вокруг личности премьер-министра до сих пор не утихают споры. И результаты государственной деятельности Столыпина историками оцениваются неоднозначно.
- А разве можно однозначно оценивать Петра I, Екатерину II, Александра III c его знаменитым изречением о том, что у России может быть только два верных союзника – ее могучие армия и флот? Все они, как и Петр Аркадьевич Столыпин, смертельно раненый в Киевской опере 1 сентября 1911 года террористом Богровым, жестко проводили реформы на переломе российской истории. Он был столь ярким и разносторонне талантливым человеком, что к нему нельзя было относиться безразлично. Образованность и ум сочетались в нем с искренней любовью к России.
В центре реформистской программы Столыпина был знаменитый указ от 9 ноября 1906 года, предусматривавший возможность выхода крестьян из общины и получения сведенных в один участок самостоятельных земельных наделов. Таким образом, заполнялся социальный вакуум за счет создания широкого слоя собственников, как основы политической стабильности общества.
Составной частью столыпинской реформы являлась переселенческая политика. Переселение в Сибирь, включая Алтай, миллионов безземельных крестьян привело к резкому росту производительных сил региона, освоению земель, завоеванию новых рынков сбыта зерна. Феноменальным в те годы было развитие сибирского маслоделия. На пустом месте возникли тысячи новых сел, строились школы, амбулатории, храмы. Убежден, Петр Столыпин был востребован историей потому, что в начале 20-го века лучше, чем кто-либо был способен помочь России укрепиться на огромной территории за Уралом. Не будь Столыпина, возможно сейчас здесь бы жили другие народы. Смерть реформатора радикально изменила ход российской истории.