Наверное, многие из тех, кто слушал президентское послание Федеральному собранию в прямой трансляции, готовы были зааплодировать «напоминанию» Дмитрия Медведева, что чиновники служат народу, а не вершат его судьбы. Если до каждого адресата дойдет «посыл» президента, мы сразу на несколько шагов станем ближе к действительно правовому государству, – считает Юрий Вислогузов, Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае.
Девять дней вне «зоны доступа»!?
– Юрий Александрович, есть ощущение, что борьба с бюрократией бессмысленна, как с ветряными мельницами…
– Не думаю, что все столь пессимистично. Административная реформа, административные регламенты с жесткими требованиями к должностным лицам, «свежий» российский закон «О работе с обращениями граждан» уже дают свои результаты. В определенной мере это подтверждается количеством поступивших в наш аппарат обращений за 11 месяцев: 1835 против 2044 в прошлом году. Предметно по вопросам действия (бездействия) должностных лиц рассмотрено 86 обращений, хотя в 2009 г. их было 144.
Тут надо знать, что институт Уполномоченного по правам человека – не есть бюро жалоб на решение или действие любого должностного лица, органа местного самоуправления или госвласти. И то, и другое можно оспорить в административном или судебном порядке. Только если эти инстанции пройдены, а человек не согласен с результатами, его вопрос попадает под компетенцию Уполномоченного. Из того, что у нас наблюдается снижение числа обращений, хотя и небольшое, можно сделать вывод, что сознательней стали работать другие правовые механизмы…
Но вообще я далек от эйфории в этом вопросе. Вот буквально на днях чуть ли не со слезами на глазах приходил барнаулец, у которого возник неотложный – подчеркиваю – вопрос, а он 9 дней не мог попасть на прием к чиновнику, от которого зависело решение этого вопроса!
Президент поручил правительству предусмотреть законодательную ответственность для должностных лиц, исполняющих свои обязанности не должным образом, надеюсь, уже само поручение «дисциплинирует» чиновников. Хотелось бы, чтобы не потерялись и его слова о «прозрачности, чёткости и простоте» в каждодневных отношениях власти и гражданина. Неумение или нежелание своевременно и внятно объяснить людям суть принимаемых решений, механизм их реализации порождает лишние волнения, а порой большие проблемы.
Достаточно вспомнить, как барнаульские пенсионеры перекрывали Ленинский проспект из-за боязни лишиться льготного проезда, хотя о его отмене речь в принципе не шла! Это самый громкий пример, но далеко не единственный.
Претензии к «коммуналке» оправданы
– Юрий Александрович, какая проблематика преобладает в обращениях жителей края к Уполномоченному?
– Я на этой должности с 2003 года, и вопросы социальной сферы, соцобеспечения, жилищного законодательства и трудовых прав всегда для края актуальны. Только в разные годы они «оспаривают» первое непочетное место. В настоящее время больше всего обращений идет в связи с жилищным законодательством и сферой ЖКХ, рост их числа наблюдается с прошлого года.
В значительной мере это объясняется реализацией программ Фонда ЖКХ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья, а также обеспечением жильем ветеранов войны. Но тут нужно сделать ремарку: не всякую жалобу или обращение можно рассматривать как нарушение прав. Конкретному человеку может быть и кажется, что его права нарушены, а с точки зрения законодательства это не так.
К примеру, многие ветераны войны решили, что в связи с юбилеем Победы благоустроенным жильем государство взялось обеспечить каждого из них, хотя это ошибочное мнение. Или взять переселение из ветхого жилья. По букве закона по этой программе жилье предоставляется «метр в метр», а не по социальной норме на каждого члена семьи, как бы хотелось многим переселенцам. Рост пристрастности к «коммунальщикам» также понятен.
Коль тарифы для населения год от года растут, то люди вправе требовать от них качественных и бесперебойных услуг, понятных правил работы управляющих компаний и т.д. А здесь у нас, к сожалению, «лес густой», в т. ч. и из-за неурегулированности законодательства…
А вот число обращений по вопросам соцзащиты и соцобеспечения, соблюдению трудовых прав в этом году пошло на убыль. Этому тоже есть объяснения. Так, люди свыклись с т.н. «монетизацией», которая поначалу поставила всех на дыбы, разобрались в ее механизме, проблема практически исчезла (не говорю сейчас об оценках «нравится – не нравится»). Снизилось число обращений в связи с присвоением звания «Ветеран труда Алтайского края», поскольку краевые законодатели, губернатор значительно расширили перечень оснований для его предоставления.
Спала кризисная волна увольнений и сокращений, снижена задолженность по заработной плате на предприятиях края, отсюда и снижение «трудовых» обращений…
Прислушивайтесь чаще!
– Извините, а каково «вмешательство» института Уполномоченного во все эти процессы?
– Во-первых, мы помогаем конкретным заявителям в разрешении конкретных проблем. Законодательной и исполнительной «дубины» у меня, конечно, нет, но есть определенные законные способы, чтобы повлиять на ситуацию. Во-вторых, на основании изучения и обобщения обращений граждан,
Уполномоченный вправе готовить специальные доклады, содержащие выводы и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод гражданина, а также выдвигать законодательные инициативы. В ежегодных докладах, с которыми я выступаю перед краевыми законодателями, также есть рекомендации и предложения, и к нашему институту прислушиваются, хотя хотелось бы, чтобы это было чаще…
– Наверное, вам приходится и ссориться, и разговаривать с «большими» чиновниками и на повышенных тонах?
– (С улыбкой) Очень часто… К тому времени, как меня назначили на должность Уполномоченного, у меня был солидный опыт управленческой и административной работы, и естественно, сложился широкий круг товарищей, которые и сейчас на тех или иных постах. А при такой должности дай Бог их не растерять… Многие обижаются. «Защитного механизма» для всех пока нет
– Вас это огорчает?
– Больше огорчает, когда чиновник – будь он большой или не очень – походя нарушает права «маленького» человека. А еще больше огорчает, что многие проблемы пока не удается сдвинуть с мертвой точки. К примеру, на территории края сейчас проживает немало людей, переехавших из Казахстана, который был частью большого Союза.
У одной их части проблема: они ударно в свое время трудились там, имеют республиканские награды, знаки отличия, а льгот как ветераны труда, которые имеют материальный эквивалент, не имеют, из-за чего считают себя ущемленными – «пахали» – то в одной стране! А мы в крае можем присвоить звание «Ветеран труда Алтайского края» только тем, кто работал на территории края…
Другой больной вопрос: для «коренных» жителей края, пострадавших в свое время от взрывов на Семипалатинском полигоне, статус определен, есть льготы. А те, кто переехал на Алтай из Казахстана, даже будучи там признанным пострадавшим, у нас таковыми не считаются и на соответствующие меры социальной поддержки рассчитывать не могут! Это же абсурд!
Но больше всего меня гнетет жилищная проблема детей – сирот, покинувших по возрасту стены социальных учреждений. По моим подсчетам (а здесь в ходу разная статистика), сегодня в жилье в крае нуждается порядка тысячи выпускников детских домов, причем, эта очередь формировалась долгие годы.
Тех жилищных субсидий, которые в последние годы выделяются государством для них, крайне недостаточно, а другого способа обрести «угол» у этой молодежи просто нет, что многих обрекает на неблагополучие. И кардинального способа разрешить эту проблему пока нет.
- По должности Вы Уполномоченный по правам человека, но вообще-то Вы такой же житель края, как все, барнаулец. С этой «утилитарной» точки зрения чувствуете какое-либо нарушение прав?
- Тревогу даже чувствую. Большую. То, что сейчас происходит в реформе ЖКХ Мятущиеся души жильцов: одна часть с одной управляющей компанией, другая – с другой, потом никто не знает, кто все-таки домом управляет, куда деньги уходят. Не приемлю этой … не знаю, как назвать, демократией нельзя – это демократию оскорбить – анархии на рынке ЖКХ. Люди уже и на собрания ходить не хотят, чувства гражданской ответственности притупились. Боюсь, что потом за это ответить некому будет.
Да и сейчас, по сути, некому. У органов местного самоуправления полномочий нет повлиять на те же УК, у субъектов федерации тоже, федеральный законодатель тоже говорит, что они самостоятельные. Нельзя государству уходить из этих отраслей. Недавно был в Баевском районе. Акционерное общество по подаче тепла Человек хочет установить тепловой счетчик на домовладение, приветствовать надо. Но центральная теплотрасса – с одной стороны асфальтовой дороги, дом- с другой, расстояние – метров 30.
Человеку говорят, что счетчик должен стоять прямо у теплотрассы. Но если он будет там, а не у фундамента дома, то фактически получается, что за отрезок трассы под дорогой этот домовладелец должен отвечать? А «порвется» она под асфальтом – откуда деньги ее восстанавливать? Попросил главу района разобраться, это ведь не по-людски…
Прогноз на «завтра»
- Как Вы думаете, наступят ли когда-нибудь времена, что институт Уполномоченного по правам человека «отомрет» за ненадобностью?
- Нет, думаю, не отпадет, если мы говорим о правовом государстве. Сама категория прав человека не есть что-то навсегда данное. С развитием государственности права могут меняться, сегодня каких - то нет – завтра появятся. А поступательное движение не всегда бывает ровным, гладким, спокойным.
Думаю, в нашем институте скорее будет развитие, чем регресс. Уже есть классификация Уполномоченных, выделили Уполномоченного по защите прав детства. В некоторых странах есть Уполномоченные по правам национальных меньшинств, по права женщин. Не исключаю, что и наша история будет уводить нас в эту сторону. Сейчас идет становление того института, который есть. У нас в стране не в каждом регионе ведь Уполномоченный вообще!
- Юрий Александрович, а на ближайшее время у Вас есть прогноз по характеру обращений граждан?
- Можно прогнозировать рост обращений в связи с реализацией федерального закона № 83, изменением правового статуса бюджетных учреждений. И думаю, будет всплеск обращений в связи с предстоящими выборами. Когда начинаются избирательные компании, кандидаты чего только не наобещают, лишь бы победить. Потом в большинстве своем забывают, но люди-то помнят, и начинаются претензии…
Правовое просвещение должно начинаться со школы
- То, что многие люди «покупаются» на предвыборные обещания, допустим, претендента в главы района, повысить пенсии или построить больницу, что в принципе вне его компетенции, - лишь один из примеров правовой некомпетентности большинства населения. Как можно «образовать» граждан?
- Самое инерционное в человеке - его мышление, но ему «организационными мерами» ускорение не придашь. Правовая грамотность населения очень низка, но то, что она уже не нулевая, как это было еще 5-6 лет назад, это факт, это заметно. Но что меня радует: процесс правового просвещения становится все больше не вопросом рассуждений и дискуссий, а осознанной необходимостью.
В какой форме должно быть это просвещение? Со стороны государства – доведение до людей значимости и смысла принимаемых нормативно-правовых актов. Если честно: простые люди ведь не читают в официальных источниках закон об изменениях в другой закон. И изложено-то как: в статье такой-то исключить пункт такой-то, а слова такие-то заменить такими-то! Разве из этого что-то можно понять?
Но не слишком трудно объяснить людям доступным языком, какой акт принят, для чего и как отразится на тех, кого этот акт касается, и такую разъяснительную работу нужно наладить. С другой стороны, должно прийти осознание в средне-специальные и высшие учебные заведения, что специалисты, которых они готовят, должны обладать не только «техническим» багажом знаний, но и ориентироваться в правовом поле.
Встречаются же дипломированные люди, которые приходят на должности, предполагающие какое-никакое руководство людьми, и совершенно не знакомые даже с Трудовым кодексом! А ведь даже простому работяге по- хорошему нужно знать его, чтобы не стать объектом манипуляции в руках работодателя…
Сегодня, конечно, и где-то в школах есть элементы правового просвещения, в некоторых училищах, вузах читают лекции, но общей системы пока, к сожалению, нет. Хотел бы сказать и про т.н. гражданское общество. Неправительственные организации все больше и больше позиционируют себя с точки зрения защиты прав человека, то есть они в той или иной мере несут правовое просвещение.
«Ассоциация юристов России» около 15 общественных приемных открыли, Краевая палата адвокатов ведет бесплатный прием для определенных категорий населения. Есть студенческие юридические клиники, где также бесплатно оказываются консультации. Общественная палата, помимо еженедельного юридического консультирования, ввела такую форму работы, как «День гражданина». В августе губернатор подписал план мероприятий по повышению правовой культуры жителей края. Думаю, что эти первые ростки дадут всходы, хотя, конечно, это не может быть скоро.
- Как вообще структурирована работа аппарата Уполномоченного?
- Непосредственно в аппарате очень немного людей. Нагрузка по рассмотрению жалоб в основном ложится на них. Но закон предусматривает возможность наличие у Уполномоченного представителей в городах и районах края, которые работают на общественных началах.
Мне кажется, мы нашли верный ход в том, что, назначая таких представителей, мы просим рекомендации со стороны представительной и исполнителей власти муниципальных образований. В первое время мы имели таких представителей во всех территориях, в Барнауле было четыре человека. Потом в связи с выделением должности Уполномоченного по правам детей в городах и районах появились и «детские» представители, в том числе и в общеобразовательных учреждениях.
Важное звено – сотрудники библиотечной системы, имеющие прямой контакт с населением. В итоге на сегодня в нашем «активе» больше 150 человек. Всем им нужно сказать огромное спасибо: они тратят свое время, силы, эмоции на решение проблем земляков, не получая за это ни копейки. Добавлю, что информация об общественных представителях Уполномоченного размещается в муниципальных средствах массовой информации, на сайте Уполномоченного.
От чего «тепло» Уполномоченному?
- Как часто вам приходится слышать слова благодарности за помощь в разрешении конкретных проблем?
- Не часто, но бывает, что люди пишут. От этого тепло. Однажды, когда я еще работал секретарем, мы с товарищем, руководителем одного хозяйства, рассуждали на эту тему. И он сказал: «Я пришел к выводу: лучшая похвала для нас - это если о нас не вспоминают». Я долго думал над этим выражением, но не пришел к окончательному выводу.
- К слову о силах и эмоциях. Как Вы отдыхаете, чем «подпитываете» собственную энергию?
- На диване перед телевизором лежать не люблю, даже когда есть немного свободного времени. Одним из способов «релаксации» для меня является вождение автомобиля: посадить семью, поехать куда-нибудь – это умиротворяет. Вообще, в моем понимании отдых – это смена работы. Очень люблю мастерить - не суть важно что. У меня есть шикарный набор инструментов, на даче практически все сделано своими руками. Ну и «чудаковатость», конечно, есть: рыбалку люблю, жаль только, что редко удается выбраться. Вот на зимнюю еще не получилось выехать…
– Юрий Александрович, вы деятельно пытаетесь решать проблемы жителей края, отстаиваете их права. При этой «полной загрузке» ваши домашние не жалуются вам на нарушение их прав на общение, тихие семейные вечера?
– У меня давно никто не спрашивает: «Почему тебя дома нет?», наоборот, удивляются: «А почему ты дома?» (смеется). Ну такой у нас сложился семейный уклад – нормированного рабочего дня у меня, пожалуй, никогда не было, все больше – «от зари до зари», в разъездах, в командировках, авралах, общественных проблемах. У семьи защитный механизм выработался…
- Что бы Вы хотели пожелать землякам в наступающем году?
- Может быть, это звучит стандартно, но желаю в Новом году исполнения задуманного каждому земляку. Хочу, чтобы у каждого из нас хватило мудрости для спокойствия и разумного выбора, и чтобы у каждого для этого было здоровье! Удачи и благополучия!