Обстоятельства (да и наше любимое государство) делают всё, чтобы мы потребляли как можно меньше и очень ограниченно. За минувший год, вспомним, нам снова стало многое «нельзя» – и европейских продуктов, и отдыха в тёплых странах. Самых доступных, между прочим, для российского потребителя. А значит, хорошо поесть и хорошо отдохнуть – это у нас, как совершить прямо-таки серьёзный, почти героический поступок.
Ведь то, что не запрещено административно, всё менее доступно финансово. Особенно в Алтайском крае, находящемся по уровню средних зарплат в последней пятерке по стране. Даже в более благополучном, чем сельские районы, Барнауле, больше трети опрошенных недавно признались, что денег им катастрофически не достаёт.
Что касается собственно защиты прав на качественный товар, то вполне очевидно: по мере того, как мы будем вынуждены покупать всё более дорогие товары, их качество будет снижаться. Недавняя новость: четыре из шести взятых на пробу образцов сливочного масла из магазинов Барнаула не прошли тест на качество пищевой продукции.
И при этом мы продолжаем оставаться активными потребителями — выходят на региональный рынок новые бренды, строятся новые торговые центры. То есть мы сохраняем потребительский оптимизм. И, знаете, это хорошо.
Конечно, вечно чувствовать себя на войне за свое личное благополучие и благополучие своих близких надоело. Хочется, образно говоря, уже вылезти из танка. Но – пока не получается и вряд ли получится в ближайшее время.
Что ж, нам было где закалиться! Кто не помнит, например, как во времена тотального дефицита в холодильниках находилось то, что напрочь отсутствовало на прилавках! Нечто подобное, думаю, произойдёт и сейчас.
В общем, поднимаю тост бокалом, в котором плещется вино собственного производства, под закуску из выращенного на садовом участке – за нас, потребителей российских, особо стойких! С праздником!
Михаил ГУНДАРИН,
Завкафедрой связей с общественностью и рекламы АлтГУ