Из хозяев в работники
Но это строительство в итоге и подкосило бизнес Карима. Вместе с новостройками возле его магазинов стали появляться крупные торговые центры. Нет, сначала все шло хорошо – домов и жителей становилось больше, социальная инфраструктура как всегда запаздывала, и продажи были такие, что к концу дня на полках ничего кроме вермишели и гороха не оставалось. Но сейчас поток покупателей сильно поредел. И Карим всерьез задумывается, не бросить ли ему весь этот продуктовый бизнес – разогнать продавцов, а самому пойти работать администратором в какой-нибудь супермаркет?
– Торговать стало не выгодно – говорит Карим, – табак запретили, алкоголь запретили, центров настроили, а аренда, налоги остались прежние. Не знаешь, будет ли выручка, чтобы продавцам нормальную зарплату заплатить – они ведь тоже за три копейки работать не хотят, начинают подворовывать…
Сложности соседства с крупными торговыми сетями возникают не только в Барнауле. В декабре прошлого года около сотни жителей села Угловское в тридцатиградусный мороз провели пикет против строительства в райцентре супермаркета. В Михайловском и Ключевском районах местные предприниматели вместо митинга направили письма Владимиру Путину с просьбой не допустить монополизации торговли в районах.
Возмущались и продолжают возмущаются и в Республике Алтай. Так, в Усть-Канском районе местные власти разрешение на строительство супермаркета не дали. А в Чемале, в конце января, когда был открыт крупный супермаркет, был проведен митинг в защиту местных предпринимателей от монополистической конкуренции.
По словам одного из организаторов акции протеста, экспансия крупных торговых сетей в районы чревата не только разорением «частников», но и проблемами наполняемости местного бюджета налогами, ростом безработицы.
В том же Чемале местные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, перечисляли за год в бюджет района более 20 млн рублей и обеспечивали работой около 1000 человек. Владелец же супермаркета, зарегистрированный в Барнауле, налоги в район не платит. А в селе Манжерок, где такой супермаркет появился раньше, многие местные предприниматели уже закрыли или продали свои магазины.
В среднем, как показывает опыт Республики Алтай и Алтайского края, приход крупных торговых организаций краевого и федерального уровней в районы, ведет к резкому сокращению выручки местных продуктовых магазинов на 70%. Многие этого не выдерживают, закрываются. Но даже те, кто умудряется выживать и к кому со временем возвращается покупатель, фиксируют падение выручки примерно на 30%.
Лавочник редеет
О снижении числа частных предпринимателей говорит и краевая статистика. По данным Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, наибольшее сокращение числа индивидуальных предпринимателей в последние годы произошло в оптовой и розничной торговле – на 4%.
Так, в начале 2012 года в крае на учете состояло 69 тыс. индивидуальных предпринимателей. По самым скромным подсчетам сейчас их меньше на 5,5 тысячи, а по максимальным оценкам – меньше на 12 тысяч. Проблема настолько актуальна, что в конце мая в Барнауле прошло заседание дискуссионного клуба, посвященное проблемам малого бизнеса на Алтае.
Участники дискуссии пришли к выводу, что краевая программа поддержки предпринимательства на 2011-2013 гг., которая в качестве одного из индикаторов развития ставила задачу иметь в крае 110 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, сейчас находится под угрозой срыва.
Конечно, причиной снижения числа частных предпринимателей в крае стала не только конкуренция, но и повышение страховых отчислений в различные фонды и чистка рынка от так называемых «пустышек». По оценке Павла НЕСТЕРОВА, бизнес-омбудсмена Алтайского края, в основном снимаются с учета предприниматели с низкой доходностью, и особенно тяжело приходится тем, кто работает в сельской местности.
Быстрее «крутиться»?
Очевидно, что без государственной поддержки малый и средний бизнес Алтайского края может рассчитывать только на свою креативность и расторопность. По мнению экспертов из краевого бизнес-сообщества, сохранить покупателя и выиграть борьбу за его кошелек «частники» могут, переходя на современные системы автоматизации торговли, – не на уровне склада или в кассы, а на уровне формирования заказа, определения номенклатуры, дисконтных программ.
Можно выигрывать за счет лучшего знания клиентуры, предлагая те товары, которых нет в супермаркете напротив. Важным козырем небольших магазинов может быть быстрота обслуживания в час пик. В сельской местности магазины могут выдавать продукты «под запись», чего крупная торговая сеть себе позволить не может.
Конкурентным преимуществом частника может стать удобное расположение магазина, продажа товаров тех производителей, с которыми сети не работают.
То есть выживать, конкурируя с большими магазинами, можно, но нужно постоянно «крутиться», опережать в чем-то больших конкурентов. А это дано не каждому.
Так что вопросы по монополизму есть. Особенно на селе…
Мнение эксперта
Юрий ФРИЦ, председатель Союза предпринимателей Алтай- ского края:
– Кто-то из част- ных предпринимателей ушел в тень, а кто-то навсегда прекратил предпринимательскую деятельность, а ведь эти люди хотели работать на себя. Иметь хоть небольшое, но свое дело.
Динамика закрытия предприятий показывает, что все это идет не в контексте нормальных процессов. Давление на предпринимателей только усиливается. Проблема не только в конкуренции. Пугает постоянная чехарда, связанная с налоговой и пенсионной системами.
Чтобы двигаться дальше, необходим мораторий на принятие решений, ухудшающих положение малого и среднего бизнеса. Необходимо остановиться и принять общую стратегию развития предпринимательства, в том числе и на региональном уровне.
Мнение власти
Галина ДЕНЕЖКИНА, заместитель начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры:
– Федеральный закон «О торговле» не позволяет ограничивать развитие торговых компаний на территориях края, если их доля в муниципалитете не превышает 25%. Конечно, оптимально, когда на одной территории развиваются разные торговые форматы – крупные торговые сети и малый бизнес.
В прошлом году в крае начала действовать региональная программа развития торговой деятельности. Инвестиции в основной капитал только от крупных и средних предприятий торговли превысили два с лишним миллиарда рублей.
Серьезный рост инвестиций – это строительство новых торговых объектов, в первую очередь – новых торговых форматов. Крупные региональные ритейлеры открыли в прошлом году 95 объектов по всему краю. А всего за год в регионе открылось 326 магазинов общей площадью 100 тыс. кв. метров. Было создано 3200 новых рабочих мест.
Сегодня в крае насчитывается более 14 тыс. магазинов. Обеспеченность населения торговыми площадями – 660 кв. метров на 1000 жителей. Это выше норматива, который в крае составляет 434 кв. метра.
Место для каждого
Андрей ЛУКОВСКИЙ, фотохудожник Алтайского краевого театра драмы:
– Как говорил незабвенный Козьма Прутков: нельзя объять необъятное. Скажем, есть у меня возможность приобретать продукты в двух крупных продуктовых супермаркетах – казалось бы недалеко, большой ассортимент, есть карточки для скидки на покупки. Однако туда я захожу только за определенным перечнем продуктов. А многое покупаю в небольших магазинчиках.
Проблема больших магазинов, которые пытаются экономить на логистике, диктовать свои условия поставщикам – как ни странно – однообразие. Ассортимент супермаркетов неизменен, ограничен и в чем-то скучен. Если молоко – то только двух фирм, если торты – то одной фирмы, если фрукты – то либо неспелые, либо уже перезрелые. За охлажденным, а не замороженным мясом я иду в местную лавочку. За рыбой – еду на другой конец города. Творог я беру весовой в маленьком магазине напротив – качество не сравнить с упакованным. Там же беру сметану. Масло на вес покупаю в киоске. Фрукты – во фруктовом магазине – там они всегда свежие и разнообразные. А вот овощи – томаты и огурцы – в специализированном киоске барнаульского тепличного хозяйства.
Очень часто бывает, что в маленьком специализированном магазине товар свежее, провереннее, чем в большом. А супермаркет – это всегда компромисс – усредненное качество товара за усредненную цену для массового потребителя. Если хочется чего-то лучшего или особенного – ищешь специализированные места.
Думается, место должно быть для всех – для большого и малого бизнеса.