Протестной акцией дальнобойщики выразили недовольство правительственным решением о взимании платы за пользование дорогами федерального значения с транспортных средств массой свыше 12 тонн, вступающим в силу с 15 ноября.
«Сырая» система
Несогласие с новым способом пополнять дорожные фонды – в том виде, в каком он был предложен (3,73 руб. за км, обязательная установка трекеров, «приборов фиксации» километража; предоплата, штраф за нарушения – до 1 млн. руб.), – перевозчики выражали сразу после принятия законодательного акта, коллективно обращаясь «в верха». 3 ноября в соответствующем правительственном постановлении произошли изменения. В частности, уменьшена «такса»: до 29 февраля 2016 г. – 1,53 руб/км., с 1 марта – 3,06 рубля; разрешено платить по «маршрутной карте» (т. е. без установки бортового устройства).
По наблюдениям Вячеслава ТРУНАЕВА, президента СААП, такое решение не только не снизило накал возмущения перевозчиков, а даже стало поводом для ещё большего раздражения: «Снижение платы – это всего лишь отсрочка. Она не решает проблему…Что касается трекеров… до сих пор предусматривалась бесплатная их выдача, сейчас нам предлагают их покупать…».
Юрий БЕТЕНЬКОВ, руководитель Союза перевозчиков Алтая, «расшифровал» журналистам недовольство «многотонников» новыми платежами. И не только ими самими (хотелось бы, чтобы они были обоснованными и проверенными Общественной палатой РФ), а предлагаемой системой сборов, «технически не готовой».
По мнению перевозчиков, систему сначала следует запустить в тестовом режиме минимум на полгода, ввести постоплату поездки (рассчитываются же за доставленный груз по факту доставки!) и снизить штрафы за возможные нарушения порядка. Допустим, из-за перемётов на трассе водитель должен будет изменить маршрут, заявленный в карте, рассуждает Бетеньков. Значит, инспектор ДПС вправе будет оштрафовать его на миллион? «Это неподъёмная для нашего бизнеса цифра!», – утверждает предприниматель.
А «крайний» кто?
Обитатели соцсетей живо отреагировали на пикет фур. Почти все согласны с тем, что если большегрузы наносят дорогам наибольший ущерб, то логично брать с них деньги на восстановление полотна. Только пользователи сомневаются, что предполагаемые 50 миллиардов сборов в год действительно будут потрачены на то и так. И, естественно, есть подозрение, что возросшие затраты на перевозку товаров «лягут» на их стоимость. А, значит, на нас, потребителей. Кроме того, удорожание «транспортного плеча» не способствует конкурентоспособности алтайских товаров, которые фурами доставлялись, допустим, в города Сибири.