23 января вступает в силу закон об ужесточении наказания за производство и сбыт контрафактных и фальсифицированных лекарственных средств
Президент страны Владимир Путин 31 декабря прошлого года подписал закон, который вводит уголовную ответственность за производство и продажу фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий. Напомним, проект закона был разработан в ноябре 2013 года депутатом Государственной Думы от Алтайского края Александром Прокопьевым совместно с председателем комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой.
Федеральным законом, который вступает в силу 23 января, вносятся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. В частности, вводится ответственность за производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения, а также за подделку лекарственных средств, медицинских изделий, биологически активных добавок и за их обращение на территории страны. Устанавливается также уголовная ответственность за изготовление и использование поддельных документов на лекарственные средства и медицинские изделия, за изготовление их «ложной» упаковки. В законе четко определен порядок и уровень наказания. Так, за производство препаратов и медицинских изделий без лицензии предусмотрено наказание в виде штрафа до 3 млн. рублей, а также лишение свободы сроком до 8 лет. Если фальсифицированные лекарства повлекли за собой смерть двух и более человек, размер штрафа организаторов такого незаконного производства увеличивается до 5 млн. рублей, а срок лишения свободы – до 12 лет. Кроме того, новый законопроект позволит устраивать внезапные проверки предприятий, которые могут подозреваться в производстве поддельных лекарств.
«Статистика таких преступлений в России неоднозначна. Данные о реальном количестве фальсифицированных лекарств в стране различаются в разы – менее процента по статистике Росздравнадзора до 10% экспертов Торгово-промышленной палаты и Высшей школы экономики. В реалии же речь может идти о 20% его существования на российском рынке. И если раньше подделывали только недорогие лекарства массового спроса, то в последние пару лет наблюдается устойчивая тенденция подделок уже дорогостоящих препаратов, которые используются в стационарах. Так, например, по данным Россздравнадзора по Алтайскому краю, в регионе два года назад был случай выявления фальсификата дорогостоящего препарата «Вальцит». Только за 2014 год в крае специалистами Россздравнадзора было уничтожено более четырех тысяч тонн недоброкачественных лекарственных средств. Я убежден, что закон оградит наших пациентов и работников медицинских учреждений от некачественной продукции», – поясняет разработчик законопроекта Александр Прокопьев.
В свою очередь, руководитель регионального территориального органа Росздравнадзора по краю Владимир Трешутин отмечает, что в случае с фальсификацией медицинских препаратов речь идет не только об экономических преступлениях. «Росздравнадзор регулярно выявлял недоброкачественные препараты, которые были в обращении на территории России. Увы, они не доводились до суда, так как не существовало необходимой правовой базы. С вступлением в силу закона, я уверен, ситуация изменится».
Главный врач бийского Онкологического диспансера Наталья Быкова утверждает,чтоэтот закон медики ждали давно. «Важно, что при его подготовке прислушивались и к нашему мнению – медицинского сообщества. Один из его разработчиков – Александр Прокопьев – встречался с нами, мы обсуждали, вносили свои предложения. Именно в нынешней экономической ситуации он более всего актуален. Понятно, что сейчас недобросовестным товаропроизводителям представляется возможность «экономить» в ущерб качеству фармпродукции, а значит нетрудно предположить, что за этим может последовать. Очень обрадовало то, что согласно новому закону лекарства будут проходить более тщательную проверку. Важно, чтобы эта информация была доступной не только для медиков, но и для большинства населения. Закон принят. Теперь только нужно работать так, чтобы он выполнялся на всех уровнях, чтобы ни у кого не возникало желания нагреть руки за счет здоровья людей», – отметила Наталья Быкова.
По мнению председателя комитета АКЗС по здравоохранению и науке, руководителя региональной рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» Александра Лазарева, закон напрямую влияет на состояние здоровья жителей, на качество и эффективность оказания помощи. «Можно дискредитировать хорошие технологии, лекарства, старания врачей если есть назначение, но должного результата не получаем. К сожалению, так тоже бывает только потому, что поступает недоброкачественный продукт. Каждый год в мире регистрируется десятки тысяч фальсифицированных лекарственных препаратов. Я владею, например, информацией по Германии: в год регистрируется от 5 до 10 тысяч, хотя это страна, в которой все, казалось бы, поставлено на жесткий контроль, но тем не менее фальсификация присутствует в силу разных обстоятельств. Поэтому это решение ожидаемое, решение само по себе правильное, и наверняка оно приведет к улучшению ситуации».
Справка
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» был принят Государственной Думой 19 декабря и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2014 года. Он направлен на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции Совета Европы «О борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения – МЕДИКРИМ», подписанной Российской Федерацией.
Мировая практика борьбы с фальсификатом и контрафактом лекарств: ответственность по таким составам преступлений в Германии – до 8 лет лишения свободы, в Турции – от 30 до 50 лет лишения свободы, в Индии пожизненное заключение, в США – штраф в 200 миллионов долларов.