Примерное время чтения: 7 минут
2615

Что экспортирует Алтайский край за пределы страны?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. "АиФ-Алтай" 26/02/2014
Категория:  Архив Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 26/02/2014
Что экспортирует Алтайский край за пределы страны?
Ответ редакции

Отчасти наш читатель прав. Традиционно основными объектами экспорта из Алтайского края являются древесина и изделия из неё, патроны, продукция мукомольно-крупяной промышленности, каучук и резиновые изделия. На экспорте лесоматериалов сказались ограничения на вывоз из России круглого леса. Сергей ФЁДОРОВ, начальник Алтайской таможни, пояснил:

– Поэтому с 2011 года вывоз необработанных лесоматериалов из региона сократился более чем в три раза. В то же время по вывозу обработанной древесины есть рост. Лидерами по закупке алтайского леса являются Узбекистан, Таджикистан и Киргизия.

А теперь обо всём по порядку.

Прошлый год не принёс существенных изменений в экспорте Алтайского края, – утверждают аналитики. Незначительное снижение общего объёма поставок в зарубежные страны компенсировалось высокими ценами. Так что по итогам года алтайские экспортёры не только не снизили внешний оборот, но и даже нарастили его. При этом особенный рост показали поставки пищевых продуктов и БАДов.

Инфляция на пользу

В 2013 году экспорт в регионе деятельности Алтайской таможни составил почти 445 млн рублей, это на 7,8% больше, чем в 2012 году. Однако физический объём зарубежных поставок в регионе уменьшился на 2,5% (24,5 тыс. тонн) и составил 966,3 тыс. тонн. По сути, экспортный прирост произошёл за счёт растущих цен на ключевые вывозимые товары.

Предприятия Алтайского края в 2013 году поддерживали деловые отношения с партнёрами из 80 стран. Самым крупным контрагентом региона стал Узбекистан, на втором месте – США, на третьем – Китай. И если в Узбекистан алтайские предприятия чаще всего поставляли лесоматериалы, то в США вывозили продукцию патронного завода, сульфат натрия и детали двигателей для автомобилей. Также ещё в 2012 году в США стала поставляться продукция бийской компании «Эвалар» – ведущего российского производителя БАДов.

Ведущее место среди региональных экспортёров в прошедшем году занимают «Алтай-кокс», «Транссервис-Юг», «Кучуксульфат», «Алтайский шинный комбинат», «Агросиб-Раздолье», «Алтайвагон».

Житница Сибири

По итогам работы во втором полугодии 2013 года три алтай- ских мукомольных предприятия («Алейскзернопродукт» имени С.Н. Старовойтова, «Алтайские мельницы» и «Топчихинский мелькомбинат») вошли в рейтинг основных российских экспортёров зерноперерабатывающей продукции.

Согласно данным статистики, Алтайский край один из лидеров среди российских регионов по сборам зерновых культур. Для реализации потенциалов мукомолов в 2008 году в крае была создана компания «Алтайские мельницы» для продвижения продукции зернопереработчиков края на мировой рынок (учредителями компании стали «Алейскзернопродукт», «Мельник», «Грана», «Ключевской элеватор»). В 2013 году компания экспортировала более 15,97 тыс. тонн муки и круп. По словам Виталия КОПЫТОВА, генерального директора «Алтайских мельниц», в прошлом году прирост поставок составил 42 процента. Причём основную часть экспорта (83%) принял Таджикистан.

По мнению экспертов, именно рынки азиатских стран остаются наиболее перспективными для алтайских мукомолов. Помимо того что они географически приближены к Алтайскому краю, на эти страны приходится треть мирового импорта муки.

Перспективные отрасли

В целом уникальная продукция предприятий алтайского пищепрома поставляется чаще всего в Монголию, Эстонию, Литву, Латвию, Китай, Корею, США, Италию и страны СНГ. Помимо мукомольной продукции активно развивается в крае и экспорт на рынке масел. Так, сегодня около 16% алтайской продукции, произведённой на предприятиях «АгроСиб-Раздолье» и «Бийский маслоэкстракционный завод» (входят в состав компании «Юг Сибири») экспортируется как в страны Евросоюза, так и в страны ближнего зарубежья.

Согласно рейтингу журнала «Эксперт» в число 200 крупнейших экспортёров Сибири по итогам 2012 года вошли 16 алтайских предприятий, в том числе три предприятия пищевой и фармацевтической промышленности – «Алейскзернопродукт», «Юг Сибири» и «Эвалар». Кстати, «Эвалар» на протяжении последних двух лет показывает хорошую динамику роста экспортной продукции. Так, в 2012 году экспортные поставки предприятия выросли на 20,76% – до 7,5 млн долларов (по данным журнала «Эксперт»). А по итогам 11 месяцев 2013 года доля экспорта в общем обороте продукции компании достигла 10%. На конец прошлого года продукция компании была представлена в 22 странах мира, а самые высокие объёмы продаж приходились на страны СНГ, где представлено около 95% ассортимента компании.

Для развития экспортного направления «Эвалар» расширяет рынки сбыта. Так, в 2012 году компания вышла на перспективный рынок США. В Америку поставляются полные аналоги российских БАДов – всего 12 наименований продукции. По оценкам экспертов у бийского гиганта есть все шансы занять свою нишу на североамериканском рынке: конкурентоспособная продукция, грамотный маркетинг и хороший имидж компании на международном рынке должны повлиять на рост спроса на российские БАДы в США. Кроме того, в 2013 году продукция компании впервые появилась в Черногории, а на 2014 год запланированы первые поставки в Словению, Македонию и Чехию.

Крупнейшими экспортёрами Алтайского края по-прежнему являются региональные промышленные предприятия. Так, среди алтайских экспортёров (по данным журнала «Эксперт») лидирующую позицию занимает «Алтай-кокс». В 2012 году предприятие экспортировало продукции на сумму 56,5 млн долларов, показав при этому спад (минус 53%).

Однако безоговорочным лидером по наращиванию экспорта стала компания «Сибирь-Полиметаллы»: её экспорт вырос более чем в четыре раза. Так, если в 2011 году предприятие поставило продукцию на сумму 1,9 млн долларов, то в 2012 году – уже на 8,8 млн долларов. По мнению экспертов, именно «Сибирь-Полиметаллы» обеспечили в 2013 году высокую динамику ИПП добычи полезных ископаемых (прирост 37,2%).

Опять тарифы?

Основной проблемой в развитии зарубежных поставок предприятий Алтайского края всегда были тарифы на железнодорожную перевозку. «Особенность нашей страны в огромных расстояниях, нам приходится продавать товар с учётом транспортных расходов. И часто сделки со странами дальнего зарубежья срываются именно по этой причине», – отметил Копытов.

Несмотря на то что с географической точки зрения Алтайскому краю близки рынки средней Азии, мы не всегда можем получить выход на них. Соседний Казахстан, являющийся одним из мировых лидеров в мукомольной отрасли, подчас «закрывает» доступ на рынки таких стран, как Таджикистан, Узбекистан. По мнению экспертов, не менее перспективны и страны дальнего зарубежья. Однако для выхода на них необходимо задуматься над логистикой. «Если говорить об Африке и других странах, то необходимо продумать логистику. Потому что с существующими тарифами и расценками мы никогда не сможем конкурировать с Турцией», – резюмировал Копылов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах