Примерное время чтения: 10 минут
449

170 лет Царице ваз: Непростой путь в Петербург

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. "АиФ-Алтай" 30/01/2013
Фото: wikimedia.org

Только один раз видела Панина чашу Колоссальную вживую. Поездку для нее в Санкт-Петербург организовал один руководитель предприятия из Курьи, восхищенный тем, как в колыванском музее верно сохраняют историю создания самого грандиозного изделии алтайских камнерезов.

- Смотришь на Царицу ваз и – дух захватывает! – вспоминает Панина. - В Эрмитаже огромное количество разных экскурсий – и тематических, и обзорных. Практически все они заканчиваются в зале Царицы ваз, который по-другому называется еще залом Колыванской вазы.

Здесь все посетители непременно начинают фотографироваться. Поднимают руки и непроизвольно восклицают, потому что на фоне такой мощи люди смотрятся лилипутиками…

Пионеры-рудознатцы

- Ольга Борисовна, история Царицы ваз началась задолго до ее появления в столицы России..

- Камнерезное дело на Алтае началось с того, что в 1786 году на реке Алее на Локтевском медеплавильном заводе открыли небольшую шлифовальную мастерскую, потому что там нашли очень интересный красивый порфир.

Потом на Алтай была отправлена группа специалистов-рудознатцев. Они нашли в окрестностях Колывани более 200 месторождений цветного поделочного камня. Все они были очень разные - яшма, гранит, порфир. Причем камни были разнообразны по цветовой гамме, по рисунку, по количеству запасов.

К концу XVIII века медеплавильный завод в селе Колывань был закрыт, а работные люди, специалисты здесь остались. И тогда принимается решение построить на базе закрытого медеплавильного завода большую фабрику по обработке цветного камня.

В 1800 году приступили по возведению двухэтажного здания, а в 1802 году в августе уже началось производство на этой фабрике.

- Какие экономически разумные решения наши предки принимали: не просто закрыть, разогнав людей, а сохранить…

- Да! Невольно сравнишь с ситуацией в Колыванстрое в конце прошлого века. Закрыли шахту и – все. Дороги чистить некому, поддерживать поселок, в котором была создана великолепная инфраструктура, жили и работали специалисты высочайшего класса, некому. Закрылось все. Люди разъехались по всей стране…

- Вернемся во времена разумных предков наших. Для Царицы ваз нужно было найти не просто камень, а чудо камень.

- Ревневскую яшму на Алтае открыли в 1789 году на горе Ревнюха (сейчас это Змеиногорский район). Стали работать с этой яшмой не сразу.

Только Стрижков, первый управляющий Колыванской шлифовальной фабрики, заинтересовался этим камнем. В своих записях он подчеркнул, что это очень красивый твердый камень.

Недаром один из ведущих геологов России Фирсман в начале XX века, когда приезжал на Алтай, сказал, что такой разнообразной цветовой гаммы и такого рисунка яшмы он нигде не видел.

Глыбу длиной в 14 аршин (аршин – 0,711 м – прим. ред.). обнаружил на каменоломне унтер-шихмейстер И. С. Колычев в 1820 году. Но только спустя 4 года после отделения камня управляющий Колыванской шлифовальной фабрики сообщил в Санкт-Петербург, что монолит после очистки может быть употреблен для какой-либо вещи элипсовидной формы.

Отсечь все лишнее

- В Северной Пальмире заинтересовались алтайской находкой?

- В Санкт-Петербурге полным ходом шло строительство дворцов, украшений для парков. Сообщением с Алтая заинтересовался архитектор Мельников.

Он и стал автором проекта, который утвердил управляющий кабинетом императора Гурьев. Но переписка со столицей шла долго: почта ушла, вернулась через полгода. В чертежах, присланных из Санкт-Петербурга было что-то непонятно мастерам, например, делать лажки вогнутые или выпуклые и т. д.

Получив в 1828 году небольшой макет-модель, колыванским мастерам стало ясно, какую вазу делать, какие лажки, какие канелюры. И только тогда они приступили к обработке камня в карьере. Обтеска заняла много времени, ведь работали только летом.

Эту грубообработанную глыбу доставили в Колывань за 30 верст. Художник Тарский, исследовав историю, написал картину «Доставка монолита с Ревневского месторождения», которая сейчас находится в Колыванском музее.

Кстати:
Под глыбу подкладывали специальные волокуши, которые по зимнему пути тащили запряженные в лямки мужики, как бурлаки. По одним свидетельствам, было 567 человек. В других свидетельствах – более 1000 человек.

Под глыбу подкладывали специальные волокуши, которые по зимнему пути тащили запряженные в лямки мужики, как бурлаки. По одним свидетельствам, было 567 человек. В других свидетельствах – более 1000 человек.

Мы склоняемся ко второй версии, потому что надо же было еще и дорогу торить, рубить лес. На фабрике к работам над чашей приступили 22 декабря 1831 года.

- Для этой работы было построено специальное здание?

- Нет, оно было сделано еще в 1820 году. Дело в том, что двухэтажное здание постройки 1802 года имело один небольшой проход.

Когда же приступили к изделиям больших форм, поняли, что доставка огромных монолитов сюда будет затруднительной, а разобрать стену, сложенную из гранитных блоков, было невозможно.

Тогда решили неподалеку построить одноэтажное здание с большими воротами.

Здание колоссальной шлифовальной фабрики проектировалось именно для колоссальных изделий – (от колосс – «огромный», прим. редакции).

- Царица ваз - не единственная чаша колоссальная?

- Были и другие, но они меньших размеров. В Эрмитаже на первом этаже стоят еще две колыванские вазы XIX века. От них, как правило, начинаются все экскурсии. Эти вазы, выполненные тоже из зелено-волнистой яшмы, вдвое меньше Царицы.

«Покои» для Царицы

- Наверняка, сложно было транспортировать эдакую махину?

- Начали вазу делать 22 декабря 1831 года, а 9 февраля 1843 года ее готовую, упаковали, и специальным поездом – в виде вагона были сделаны четверо саней, в которые запрягли 154 лошади, чаша Колоссальная двинулась к Барнаулу.

В Барнаул обоз прибыл 18 февраля, а 21 февраля он направился в Екатеринбург, на Уткинскую пристань. Там ее перетащили на баржи, отправившиеся по рекам Чусовая, Кама, Волга, далее – по Мариинской системе.

14 августа 1843 года баржа достигла Петербурга. По усадке баржи определили вес вазы: с упаковкой она весила свыше 1000 пудов.

В Петербурге эта громадина вызвала испуг, потому что стало понятно, что ставить ее некуда. Шесть лет, заколоченная в ящике, она простояла на набережной Невы.

Ломали головы: что с ней делать? Предлагали вокруг нее лестницу соорудить, чтобы люди поднимались и осматривали ее внутри: там углубление 5 м на 3 м – как бассейн. Но таким образом всю красоту вазы не увидишь.

Тогда приняли решение: оборудовать для вазы конный проезд между старым и новым зданиями Эрмитажа. Возвели и укрепили фундамент, положили мозаичный пол, затащили Царицу ваз и с двух сторон закрыли - получились вечные «покои» для Царицы.

- Во время ленинградской блокады, наверное, сложно было сохранять этот гигантский экспонат?

- Ее обкладывали мешками с песком, чтобы предотвратить попадание осколков. Снаряды и бомбы ее не повредили, но крыша над вазой была повреждена.

Когда раскрывали вазу, то работники Эрмитажа ведрами вычерпывали из нее воду. Военные годы плохо сказались на ее состоянии. Нужно было навести блеск, отшлифовать, отполировать поверхность.

Поэтому в 1948 году пр Эрмитаже открыли училище для специалистов по работе с камнем. Семь человек с нашей колыванской шлифовальной фабрики проходили там обучение и помогали восстанавливать Царицу ваз.

Когда они вновь вернулись в Колывань, то были очень большими специалистами своего дела, принесли много знаний и хороших навыков. И это очень пригодилось.

В 1952 году эти мастера – Митин, Поднебеснов - по проекту Воротникова сделали из кордонского порфира юбилейную вазу к 15-летию Алтайского края. Эти же специалисты сделали первую мозаичную картину из наших очень твердых камней.

И ваза и панно сейчас хранятся в краеведческом музее.

- Российские мастера всегда высоко ценили алтайские камни. Тот же Фаберже делал свои ювелирные яйца из алтайского кварцита...

- Да, в Эрмитаже есть изделия Фаберже из нашего белоречского кварцита. В том числе и пасхальные яйца. Кстати, колыванская шлифовальная фабрика делала огромное количество таких пасхальных яиц, которые затем русский царь как главнокомандующий раздавал своим подчиненным на праздник.

Такая традиция существовала во всех войсках российской армии. Мой дедушка был офицером царской армии, который в годы гражданской войны перешел на сторону красных, а закончил свою службу воинскую в чине майора советской армии. И с царских времен он хранил такое пасхальное яйцо колыванской фабрики…

- Ольга Борисовна, какое значение имела и имеет Царица ваз для нашей страны?

- Павел Свиньин в своем журнале «Отечественных записках» в XIX веке написал о вазе целую статью, где были такие слова: «Хотя некоторые чаши и вазы, привезенные с сибирских гранильных фабрик в Санкт-Петербург, по изящности камней и по красоте своих форм могут сравняться с сею новою чашею и даже превосходить ее, но ни одна из них столь не доказывает ни богатства сибирской натуры, ни смелой предприимчивости русских мастеров».

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах