Напомним, Большая колыванская ваза – самая большая ваза в мире: ее высота с пьедесталом составляет 2,57 м, а большой диаметр – 5 метров и еще 4 сантиметра. На ее изготовление из глыбы зеленоволнистой яшмы ушло 12 лет (1831-1843 г.г.), доставка вазы в Санкт-Петербург (конным ходом и баржами по реке) заняла полгода.
170 лет Царице ваз: Непростой путь в Петербург >>
Прошедшая экспедиция, конечно, была «скромнее»: Барнаул - с. Чистюнька (Топчихинский район) – с.Калмыцкие Мысы (Поспелихинский район) – с.Курья – г. Змеиногорск – с. Колывань – Барнаул, и «уложилась» в три световых дня. Ее участники увидели место старой переправы вазы через р. Чистюньку; проехали по Демидовской рудовозной дороге, где месяц назад на границе Поспелихинского и Курьинских районов был установлен памятный знак; посетили Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова, Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае и Камнерезный завод им. И.И. Ползунова – единственный действующий в России памятник промышленного производства. В село Колывань путешественники-исследователи приехали в тот день, когда на территории завода развернулся праздник по поводу 285-летия села и 170-летия «Царицы ваз».
Буквально ошеломительное впечатление на членов экспедиции произвела поездка на Ревневское месторождение, откуда и была взята глыба для изготовления «Царицы ваз». Оно уникально, ибо зеленоволнистой яшмы с таким рисунком больше не встречается нигде, и оно «затеряно» в удивительном красоты месте. Горы «породы» на месте бывших Демидовских рудников, где до сих пор находятся интересные камни, тоже весьма впечатляют.
Экспедиция была организована Управлением Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов и Алтайтурцентром в рамках празднования юбилея «Царицы ваз». Но целью поездки было не только привлечение внимания к этому историческому событию. Эксперты, участвующие в экспедиции, рассматривали ее с точки зрения возможности создания в крае нового туристического маршрута.
Бесспорно, его исторически- ознавательная составляющая очень глубока. Общение по пути следования с местными властями, музейными работниками, краеведами-энтузиастами, жителями показало, что все они очень заинтересованы в появлении такого маршрута. Его обсуждение будет продолжено на научно-практической конференции по вопросам интеграции историко-культурного наследия и туризма, запланированной в рамках предприятий, посвященных юбилею самой большой вазы в мире.