Примерное время чтения: 14 минут
264

Директор Драмтеатра имени Шукшина о планах, «кассе» и перспективе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. "АиФ-Алтай" 08/02/2012
Фото: из архива театра

 В этом смысле Алтайский краевой театр Драмы им. В. М. Шукшина для масс-медиа долгие годы был едва ли не любимой «конфетой» – всегда было что «пожевать»: резонансные премьеры, громкие скандалы, неожиданные увольнения. И вдруг тишина.

Возникла она с приходом нового директора Любови Березиной и вызвала не меньше любопытства, чем недавняя суета. Чем живет Драмтеатр сегодня, она сама нам и рассказала.

Недовольные – это нормально

– Вы возглавили театр в непростое время. Вашему приходу предшествовали громкие скандалы, уход ярких актеров, ценных сотрудников… Трудно было налаживать контакты? Наверняка труппа встретила вас настороженно…

– С недоверием, с сомнением, конечно... Но это нормально – новый человек пришел. Хотя они так долго бились и хотели смены руководства, что поначалу, может, даже все были очень рады. И потом, я привыкла работать с людьми по принципу: поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Поэтому я стараюсь быть достаточно лояльной к людям, но до определенного момента. Потому что существуют порядок, правила поведения в трудовом коллективе – уж если кто-то не хочет их выполнять, я очень жестко поступаю в этом случае.

– Караете?

– Слава богу, особо карать пока не приходилось (улыбаясь). По-моему, мы нашли общий язык. Вот уже прошло три месяца и… Нет, я не хочу сказать, что все довольны моим приходом в театр. Кому-то нравится стиль руководства, кому-то нет. Самое главное, в конечном итоге достигнуть необходимого результата – чтобы театр рос, развивался, жил той жизнью, которой должен жить. А недовольные всегда будут.

- Как бы вы охарактеризовали атмосферу, которая сегодня царит в театре?

- Нормальная рабочая спокойная атмосфера.

Ждем «отца родного»

Конфликты с прежним директором во многом были связаны не только с его грубым поведением, нецензурной лексикой, но и с тотальным вмешательством во все и вся. Как вы считаете, где границы полномочий театрального директора? Должен он вмешиваться в творческий процесс?

– Должен. Пока нет главного режиссера, от этого просто никуда не денешься. Я не хочу вмешиваться в творческий процесс, но сегодня я обязана это делать. И что значит «творческий процесс»? Я никогда не позволю себе сказать режиссеру-постановщику, что это нужно сделать так, а вот это – так. Потому что у меня другая профессия. Каждый должен заниматься своим делом. Что касается того, каким должен быть репертуар театра, распределение ролей: спрашивают – отвечаю, не спрашивают – молчу.

В как таковой творческий процесс постановки спектакля, да, не вмешиваюсь, а все остальное… Приходится. Вот появится главный режиссер, появится художественный руководитель, дай бог через 3-5 лет, тогда мне вообще будет нечего делать, кроме исключительно своей работы.

– 3-5 лет?!

– Понимаете, сегодня те люди, которые работают главными режиссерами, либо уже постоянно где-то живут и работают, либо не хотят приехать. Вот появится главный режиссер (а мне хочется на это надеяться), который сначала поставит спектакль и мы все вместе – с актерами, работниками художественно-постановочных цехов – должны будем понять, а у нас «группа крови» совпадает или нет? Можем мы работать вместе или не можем. И тогда, если этот человек согласится, он поработает главным режиссером.

Что такое «художественный руководитель»? Это человек, который полностью будет отвечать за художественно-творческую составляющую. Это человек, который сможет руководить всем этим процессом. Это для всего коллектива должен быть «отец родной», человек, который может и репертуарный план сверстать, и индивидуально работать с актерами, и понимать, что необходимо каждому актеру.

И я очень надеюсь, что нам удастся найти такого. Процесс появления художественного руководителя достаточно сложный. Главный режиссер у нас появится раньше.

Золотарь – очередной?

– Есть какие-то наметки?

– Есть. Не буду пока говорить, чтобы не сглазить.

Самое страшное, что в России институт главных режиссеров утратил себя. Сегодня режиссеру невыгодно работать главным режиссером. Если это хороший, востребованный специалист, ставит 4-5 спектаклей в год, он имеет больше, чем он имел бы, сидя на одном месте. Потому что работа главного режиссера – очень кропотлива: это и ежедневный «отсмотр» всех спектаклей идущего репертуара, и постановка собственных спектаклей, и репетиции.

Нужно обязательно посмотреть вечерний спектакль, собрать актеров, сказать: милый мой, это ты не так сделал, внести какие-то коррективы, правки. А зачем, если работая меньше, можно получать больше?

– Иными словами, дело лишь в выгоде? Или главного режиссера у нас нет, поскольку Драмтеатр в некоторой мере… оскандалился?

– Нет, не оскандалился, режиссеры же понимают, что все в руках опытного главного режиссера, все в течение года-полутора можно привести в нормальное состояние. И все скандалы забудутся. Я очень надеюсь, что и наши скандалы забудутся. Скандалы – это бытовуха. А творчество – это творчество. Одно другому не должно мешать.

– Большой след в жизни алтайского драмтеатра оставил Владимир Золотарь. Его работы и ругали, и хвалили. Тем не менее, он привел публику в театр. Скажите, есть планы вернуть его?

– Нет. Володя Золотарь очень талантливый режиссер, но он не главный режиссер. И не художественный руководитель. Как с очередным режиссером, мы с ним с удовольствием поработаем. Но не более того.

- Почему?

- У него нет умения сплотить труппу, он наоборот раздрай какой-то в коллектив вносил. Может, потому что он молодой человек и не очень опытный. Для этой должности нужны человеческие качества – умение педагога сделать все большим монолитом. Это человеку или дано, или нет.

«Таксиста» бы не допустила!

– Ранее вы руководили Норильским драмтеатром, три месяца отработали здесь. В общем, уже можно сделать какие-то наблюдения, выводы. Скажите, есть разница между работой театров, актерами, театральными традициями, публикой?

– Конечно. Разница между репертуаром огромна. Никогда бы я не позволила, чтобы в театре шел спектакль «Слишком женатый таксист» и тому подобное. Здесь он идет с большим успехом, публике нравится. Но, я думаю, есть другие спектакли, которые могли бы нравиться еще больше, чем «Таксист».

Что касается разницы между Норильском и Барнаулом, здесь очень возрастная труппа. Это связано с тем, что в Норильск – город, в котором долго не проживешь, со временем хочется переехать, как там говорят, «на материк» – погреться под солнышком и умереть на родине. И актеры, доработав до 60-65 лет, собираются и уезжают. Здесь труппа постепенно стареет.

Актеры работают до последнего – когда уже и возраст, и сил нет, чтобы работать на сцене активно, и пьес не так много для возрастных актеров. Сам человек никогда не скажет: я должен уйти. В результате актеров много, молодежи мало, работать некому, выбрать не из кого. Это проблема всех репертуарных театров.

- Ее можно так решить, чтобы и гуманно по отношению к людям, и интересы театра соблюсти?

-  Ее, конечно, можно решить, но очень гуманно не получится. Сегодня есть актеры и актрисы, которые вообще не задействованы в репертуаре. Сказать: напиши заявление и уйди, я не могу, мне не позволяет воспитание.

По-человечески, не хочется обидеть людей, которые столько времени отдали театру.

Но и быть собесом у театра нет финансовой возможности. Нужно брать молодых людей, которые могли бы активно работать, а места заняты. Будем думать как-то решать эту проблему. Ведь чем дальше, тем больше стареет труппа.

Задача, с одной стороны, так сверстать репертуарный план, чтобы задействовать людей, которые еще в силе и могут что-то театру дать. С другой стороны – заработать столько денег, чтобы можно было и платить какие-то деньги актерам, не работающим, и брать на работу молодежь.

- Чем вам не нравится «Слишком женатый таксист»? Публика на него охотно идет, а для директора такое понятие, как «касса», наверняка, имеет значение…

– Мне не нравится такого рода драматургия. Я не люблю шутки «ниже пояса», это меня «напрягает». Примечательно, что «Слишком женатый таксист» обошел практически все театры, он появился и в Норильске, после того как оттуда уехали мы с Зыковым (Александр Зыков – экс-главреж Норильского Заполярного театра драмы им. В. Маяковского, - прим. авт.).

Но это такая «касса» сиюминутная, такой быстренько слепленный «камеди клаб». «Касса» разная бывает. Чем вам Григорий Горин не «касса»? Его спектакли обошли все театры страны. А «Чайка»?! Смотря как ее поставить.

Знаете, как у нас актеры говорят? «Мы работаем в главном театре края»! Но если мы считаем, что стоим на такой высокой ступени, значит, у нас и шутки должны быть другого уровня. И «касса» должна быть другого уровня.

Сегодня мы ставим спектакль «Моя профессия – сеньор из общества» – это «касса», это шутки, но другие шутки.

Манки для зрителя не в «обнаженке»!

- А как у вас складываются отношения с властью? И вообще, как вы считаете, чиновники от культуры имеют право диктовать, что и как ставить?

- Нет, конечно, у нас нет цензуры, и не должно ее быть. Другое дело, что чиновники от культуры должны помогать развитию театрального процесса. Я не могу сказать, что у нас есть какие-то чиновники, которые пытаются как-то вмешаться и что-то нам диктовать. Пока я вижу только помощь.

Я думаю, что надо уметь вести диалог. Диалог с властью всегда приносит определенные результаты. И, к счастью, такой диалог сегодня существует. Нужно уметь слушать и уметь высказать то, чего хочется.

Знаете, я наблюдала ситуации, которые здесь происходили со стороны. И те претензии, которые были к Золотарю… Я очень рада, что чиновники от культуры их высказывали. Другое дело, что не нужно было это доводить до публичности.

Надо было решать разногласия без прессы. Директор не должен выносить сор из избы. Какие бы ни были переговоры, нужно уметь находить консенсус. Все раздутые скандалы пользы не приносят театру, только ущерб. И я очень надеюсь, что наши актеры поймут, что публичные высказывания, акции, ни к чему хорошему не приводят. Лишь вызывают раздражение, которое люди приносят с собой, приходя смотреть спектакль. Это только вредит нашему творческому процессу.

Каждый должен заниматься своим делом. Чиновники – оказывать помощь, а мы – понимать, чего от нас хотят. Не всегда хорошо то, что нам кажется замечательным. Любой спектакль без обнаженной натуры ничего не проиграет. А когда Золотарь пытался голой попой привлечь зрителя (речь о спектакле «Войцек», - прим. авт.) – не «вкусно», мне это не нравится.

Был период, когда все театры пытались: если панночка, то обнаженная. С чего она в гробу должна быть обнаженной? Ведь она в рубахе лежала… Или Ромео, приходя к Джульетте, прежде чем спеть ей серенаду, писает на угол ее дома. Да, все шли, чтобы посмотреть, как он это делает. Зачем? Надо манки для зрителя находить в другом. И тогда чиновники от культуры не будут вмешиваться в творческий процесс.

– С каким настроением и ожиданиями вы пришли в театр? Они оправдались?

– С настроением выполнить задачу передо мной поставленную. Конечно, опасения, что не хватит сил свернуть эту гору, были. Сейчас я могу сказать, что больше жути нагонялось вокруг ситуации, которая здесь происходит. Да, тут непросто, куча долгов, которые надо гасить, нет главного режиссера, творческий коллектив расхоложен. Но здесь очень сильный театральный коллектив, очень хорошие добротные цеха, которые выпускают спектакли. И, с пониманием этого мой испуг начинает потихонечку уходить в сторону, начинается каждодневная нормальная работа.

Через год результаты ее должны проявиться, и тогда коллектив скажет: туда или не туда мы идем. Ведь это очень важно – понимать, туда ли ты идешь.

Зритель в театре голосует ногами. Когда у нас ежедневно будут полные залы, тогда мы поймем, что идем правильной дорогой. Пока же получается зигзагами… 

 

Досье

Любовь Михайловна Березина 15 лет проработала в Норильском Заполярном театре драмы им. В.Маяковского, из них 11 лет – в должности директора. В 2004 году вернулась в родной Новоалтайск, где три года возглавляла комитет по культуре, а с 2010 года занимала должность заместителя главы администрации города по социальным вопросам.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах