Примерное время чтения: 8 минут
2145

Волшебный мир кукольного театра: взгляд изнутри

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. "АиФ-Алтай" 23/03/2016

Сказочное, откуда-то родом из детства, слово «кукольник» имеет два значения. Им называют и людей, создающих «актёров» для кукольного театра, и артистов, управляющих самими куклами. Международный день кукольника отмечался в конце марта.

Досье

Оксана Кулакова.

Родилась в 1973 году в Барнауле. Окончила школу №101 г. Барнаула, факультет иностранных языков АлтГПУ (французский и английский языки). С 1999 года работает в театре: сначала уполномоченным по продаже билетов, потом – администратором, педагогом-организатором.

В настоящее время – заместитель директора Алтайского государственного театра кукол «Сказка» по творческой части. Любит читать и путешествовать.

Оксана Кулакова, заместитель директора Алтайского государственного театра кукол «Сказка» по творческой работе, рассказала о том, по каким законам течёт внутренняя жизнь этого волшебного и загадочного мира.

«Теневые» артисты

Жанна Щукина, altai.aif.ru: Скажите, есть ли какая-то концептуальная разница между драматическим и кукольным театром помимо артистов, работающих на сцене?

Оксана Кулакова: Разница принципиальная и, в первую очередь, психологическая. Артист кукольного театра легко сможет работать в театре драматическом, а вот драматическому актёру, чтобы работать в театре кукол, нужно время. В драматическом театре артист через свою психофизику несёт, прежде всего, и, главным образом, себя. В театре кукол он, находясь почти всё время за ширмой, полностью растворяется в образе, которым руководит. Эта профессия совершенно не публичная, и люди, выбирающие стезю кукольника, должны быть внутренне готовы, что их не будут осаждать поклонники с цветами и просьбами об автографе. Наш артист всегда в тени того персонажа, чей образ он воплощает. Кроме того, если за драматическим артистом часто закрепляется определённое амплуа, то здесь ничего подобного быть не может. Кукольник обязан быть универсалом: уметь петь, говорить разными голосами (например, кукольнице необходимо виртуозно владеть и собственно женским голосом, и детским, и голосами разных зверей). При этом у наших актёров предполагается очень развитая моторика, необходимая для управления куклами, физическая сила и выносливость: редкая кукла весит менее 0,5 кг, ни один спектакль не длится менее 0,5 часа. Согласитесь, не каждый выдержит. Поэтому мы советуем молодым: «Если хотите работать в кукольном театре, после обучения сразу же идите именно туда. Вкусив, как говорится, славы на сцене театра драматического, мало кто чисто психологически способен работать артистом «в тени».

«Сказка» для всех

– В репертуаре вашего театра не только детские спектакли, но и постановки для взрослых. Расскажите о них. Их посещают реже? Мне кажется, у зрителя сформировался стереотип, что кукольный театр исключительно для детей. Так ли это?

– Начну со второй части вопроса. Да, стереотип живёт. Однако в последние годы ситуация стала меняться. И связано это, думаю, с тем, что мы на практике развенчиваем миф о «детскости» кукольного театра, просто делая качественные спектакли для взрослых. В своё время в репертуаре театра «Сказка» с успехом шли «Декамерон» Бокаччо, «33 несчастья» Олега Багаева, «Точка зрения» (по мотивам Василия Шукшина). На сегодня в списке «взрослых» спектаклей остались только «Житейские истории» – также инсценировка рассказов Шукшина – спектакль, снискавший славу на многих фестивалях и безоговорочно принятый публикой. Однако пока и его показ приостановлен: в связи с реконструкцией здания театра «Сказка» мы вынуждены работать на нескольких, далеко разбросанных друг от друга площадках: на малой сцене ДК Моторостроителей и в Новоалтайском ДК вагоноремонтного завода; административное здание переехало в бывшую дислокацию Великорусского оркестра «Сибирь». Эти помещения технически соответствуют не всем нашим постановкам. Но по окончании ремонта мы, конечно, надеемся не только вернуть в репертуар «Житейские истории», но и пополнить его новыми спектаклями для взрослых.

Фото: pixabay.com

– Как происходит процесс создания кукол?

– Самих кукол изготавливают в бутафорском цехе. Там работает целая бригада: художник-бутафор, художник-декоратор, художник-конструктор (делает механику кукол и декорации) и швея.

Первоначально художник-постановщик будущего спектакля знакомится с литературным материалом, на основании чего у него возникают идеи (образы) кукол. Своими мыслями он делится с режиссёром-постановщиком, всё это обсуждается, подбирается музыка, – формируется остов постановки; художник-постановщик делает эскизы кукол и декораций, и всё это отправляется к бутафорам для практического воплощения. Непосредственно в цехе происходит распределение обязанностей. Сначала отливают формы, потом кукол расписывают, далее – обшивают. На изготовление 4-5 кукол (стандартное для спектакля количество) уходит, если режим работы не авральный, от 1 до 3 месяцев.

– Какой возраст у самого «частого» вашего зрителя?

– Вообще традиционно сложилось благодаря рекомендациям психологов и педагогов, что кукольные спектакли могут посещать дети с 3-х лет; считалось, что малыши более раннего возраста и воспринять действие хоть сколько-нибудь полноценно не способны, и по времени высидеть им тяжело. Но XXI век – время бешеных скоростей, всё убыстряется вокруг, и теперь к нам на представления идут родители даже с 9-ти (!) месячными малютками. Мы, конечно, отговариваем, как можем, но часто безрезультатно. Поэтому в последние годы пытаемся приспособиться к изменившимся запросам публики: выбираем для некоторых инсценировок «максимально малышковый» литературный материал, уменьшаем время действия. А в здании, которое сейчас реставрируют, планируем создать специальный зал для самых крохотных зрителей.

Жизнь продолжается

– Имеются ли в репертуаре театра «Сказка» столь популярные и востребованные сейчас, в том числе в театре драматическом, интерактивные спектакли?

– Безусловно. Черты интерактивности присутствуют в спектакле «Теремок». А вообще чаще интерактивны постановки для самых маленьких. Во-первых, в силу возраста СОучастие в театральном действе помогает им лучше понять содержание, во-вторых, поскольку им трудно долго сидеть на месте, активная включённость в игровой процесс очень выручает. Интерактивными спектаклями, пользующимися у ребят огромной популярностью, являются, например: «Зайчик, который не хотел дружить» и «Гусёнок». Последний из названных в репертуаре очень давно, несколько раз ставился заново, но зрительский интерес к нему не угасает. Когда артистка в ходе действия предлагает попасти непослушного гусёнка, всякий раз выстраивается огромная очередь из желающих. В этом же спектакле по сюжету пропадает письмо, а зрителям предлагается его найти. Дети с неизменным удовольствием бегают по залу, заглядывают под кресла, пытаясь отыскать пропажу. Вот такие совместные представления идут у нас, которые, надеюсь, помимо удовольствия несут ещё и пользу.

– В настоящий момент готовится ли что-то к премьере или до окончания ремонта премьер не ждать?

– 12 марта состоялась премьера «Красной шапочки» по Шарлю Перро. Сказку эту мы ставили неоднократно, к ней существовал неизменный интерес. И вот сделана новая интерпретация молодым режиссёром Евгением Кукушкиным, у которого уже имеется удачный опыт постановки «Волшебного кольца». Надеемся, третий раз, как во всякой сказке, будет самым удачным. И в целом ждём скорейшего завершения реконструкции, возвращения домой, ведь творческих планов у нас океан!

Кстати

Большинство спектаклей Алтайского театра идёт с использованием почти «сошедшей со сцены» тростевой куклы. Этот способ подачи кукольного образа наиболее тонкий и приближённый к достоверному, но он и самый сложный, так как требует изощрённой моторики. В последние годы остаётся всё меньше мастеров, способных передать бесценный опыт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах