Примерное время чтения: 6 минут
1051

Народный скульптор. О Мастере Николае Звонкове и его памятниках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. "АиФ-Алтай" 11/05/2016

В Алтайском крае памятников не мало; есть среди них хорошие и любимые. И, без сомнения, среди признанных народом, – творения волшебных рук Николая Викторовича ЗВОНКОВА.

Досье

Николай ЗВОНКОВ.

Родился 1 сентября 1936 года в городе Осинники Кемеровской области. Вырос на Алтае, в селе Новокопылово Сорокинского района. С 1952 года живёт в Барнауле. С 1967 года и до выхода на пенсию работал на Алтайском шинном заводе. С 2012 года – член Алтайской краевой организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Автор более 50 работ.

Когда я попала в квартиру Звонкова, ставшую в последние годы и его мастерской, сразу стало ясно, что определение «скульптор» – слишком скупо, узко по отношению к творчеству Мастера. Но даже приплюсовав к нему столь важные для Звонкова «чеканщик», «создатель мозаики», в сумме не получить того, чем является личность этого щедро одарённого, но скромного самоучки. Сам взгляд на мир, воплощённый в его произведениях, позволяет найти ёмкое и подходящее к нему слово – Художник.

Вопреки и благодаря

Николай Звонков родился в небольшом городке Кемеровской области. На Алтай семья переехала, когда он был совсем маленьким. Мальчик уже с дет- ства любил рисовать. Однако время, в которое рос Звонков, мало располагало к обучению живописи. Сам скульптор рассказывает, что, едва повзрослев, сразу пошёл работать. Жизнь требовала. Но на заводе ему с самого начала работать нравилось. Был период – работал фрезеровщиком на заводе геологоразведочного управления, потом, в 1967 году, пришёл на Шинный завод сначала лекальщиком, а потом до самой пенсии работал гравёром. С благодарностью Николай Викторович говорит о том, что его творческие устремления всегда поддерживались родным шинным. Там возникла и долгое время существовала мастерская, там, благодаря поддержке тогдашнего директора Геннадия Александровича Карпенко, нашли воплощение образы Василия Шукшина, в том числе тот, что находится сейчас на улице Юрина (и возле которого ежегодно проходят Малые Шукшинские чтения – прим. ред.).

По признанию мастера, мысль о скульптуре возникла сразу: как только он узнал о смерти Василия Шукшина. Прежде чем начать работу, пришлось сделать много проб- ных эскизов. Поскольку профессионального образования у Николая Звонкова не было, он обратился за поддержкой в художественный фонд при Алтайском отделении Союза художников РСФСР. Его идею одобрили профессиональный художник и скульптор Михаил Кульгачёв и живописец, график, скульптор Василий Рублёв. С первым проходила вся последующая работа над памятником писателю, а Рублёв, по словам Николая Викторовича, давал ценные профессиональные советы в процессе творчества. Кстати, «первым Шукшиным» Звонкова стало кованое его воплощение, получившее диплом первой степени на выставке самодеятельных художников в Москве. Когда родилась идея создания полноценного памятника знаменитому земляку, мощную поддержку он вновь получил от директора шинного завода Карпенко. Во время работы находились злопыхатели, за спиной твердившие, что, мол, зря доверили такое ответственное дело самоучке. Судьбу будущего памятника решил приезд в мастерскую скульп- тора бывшего мэра Барнаула Владимира Баварина. Увидев его Макарыча, градоначальник сказал: «Никого не слушай. Делай, как считаешь нужным!».

25 июля 1989 года, в день 60-летнего юбилея писателя состоялось открытие памятника. Первоначально авторы памятника хотели изобразить писателя босым, в рубахе, с расстёгнутым по-крестьянски воротом, чтобы показать его близость к корням. Однако мама Шукшина Мария Сергеевна, в своё время увидев памятник сыну (на горе Пикет), сделанный Вячеславом Клыковым, настаивала, что её Вася был интеллигентом, а потому его правильнее изображать в обуви и костюме. Тем не менее Звонков и Кульгачёв решили «снять» костюм с Василия Макаровича, «одели» его в рубаху, но обувь оставили. Впрочем, «босой Шукшин» тоже был. Его позже подарили городу Омску.

Выбор по душе

Звонков всегда подчёркивает, что, выбирая героев будущих скульптур, исходит исключительно из личной симпатии, руководствуется зовом души и сердца. Именно так родилась задумка относительно памятника Высоцкому. Высоцкий – любимый поэт, актёр и исполнитель скульптора. Николай Викторович настаивает, что не было никаких «специальных» планов, просто так совпало, и открытие памятника Владимиру Семёновичу произошло к 65-летию Алтайского края. В 2002 году, благодаря содействию предпринимателя Юрия Сидорова на улице Молодёжной города Барнаула был установлен памятник. Сын Высоцкого Никита, приезжавший в Барнаул, положительно отозвался об этой работе и отметил, что в ней отражены характерные именно для его отца черты. К образу Высоцкого Звонков потом обращался много раз. В 2013 году создал гипсовую композицию, запечатлевшую Владимира и Марину Влади, будто застывших в танце. Образ поэта-бунтаря не покидает скульптора и сегодня: в доме много работ, ему посвящённых.

Более пятидесяти творений создано талантливыми руками Николая Звонкова. Обо всех сразу не расскажешь. Среди наиболее известных: памятник поэту Леониду Мерзликину, установленный на его родине – в Новоалтайске, в 2009 году. Звонков вспоминает, что в его памяти особенно ярко запечатлелась одна, краткая, как мгновение, поза поэта, которую он наблюдал на одной из творческих встреч. Её-то скульптор и постарался отобразить в памятнике. В 2010 году в Славгороде проходили торжественные мероприятия, посвящённые 100-летию посещения города Председателем правительства Российской империи Петром Аркадьевичем Столыпиным. К этой дате Николай Викторович создал памятник реформатору: бюст Столыпина на высоком постаменте, на котором выбита надпись «Петру Аркадьевичу Столыпину – основателю Славгорода».

Стойкость Будды

Среди множества работ, находящихся у Звонкова дома, привлекает внимание огромный Будда. Мастер поведал о печальной судьбе этого Будды. Он – остаточная часть скульптурной композиции, посвящённой японским военнопленным, которая была установлена в барнаульском парке «Юбилейный» в 1993 году. Работа была коллективной: спонсор проекта Александр Кудашов, над эскизом работал художник Виталий Полукаров (ему же принадлежала идея), также автором проекта был и Звонков. Сейчас от всего многосоставного памятника остался лишь Будда, который «живёт» у него дома, до сих пор невостребованный. Скульп- тор удивляется тому, что в Барнауле – городе, где живут люди разных вер, в том числе и буддистской, до сих пор не нашлось места для памятника.

В сентябре этого года Николаю Звонкову будет 80! Возраст солидный, но скульптор энергичен и полон идей. На вопрос, что даёт силы творить и будит вдохновение, говорит: «Для меня главное, чтобы мои работы видели люди. А если они находят отклик в их сердцах, то это даёт новые силы и вдохновение. Пока шевелимся, будем работать!».

Кстати

В Барнауле к 200-летнему юбилею Пушкина появился памятник ему работы Михаила Кульгачёва, а параллельно, в ДК Шинников, была установлена скульп- турная композиция Николая Звонкова «Нежность», героями которой стали сам поэт и его супруга Натали.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах