А вот детали его биографии многим землякам известны не очень. Полагаем, им будет не безынтересен рассказ об Иване Ивановиче, факты для которого АиФ-Алтай предоставил Аркадий КОНТЕВ, научный сотрудник лаборатории исторического краеведения АГПА, кандидат исторических наук.
Ни места, ни времени
О ранних годах Ползунова материалов сохранилось мало. Толком даже неизвестно, откуда он непосредственно родом. О дате рождения тоже точных данных нет. В начале XX века историки считали, что он родился в 1730 году. Потом, когда вышла монография профессора Данилевского о жизни и трудах первого русского тепломеханика, считалось, что в 1728 г. И уже в 1950-х годах уральский историк Анатолий Козлов нашёл в архиве документ о том, что отец привёл Ползунова в чертёжную школу в Екатеринбурге в 1736 г. Поскольку в школу поступали с семи лет, исследователь пришел к выводу, что мальчик родился в первой половине 1729 года.
В 1747 году Андрей Беэр, который ехал на Алтай забирать демидовские заводы, решил взять двух плавильных писарей – людей, которые должны записывать, что загрузили в печь, что вышло в результате плавки. И ему предоставили 17-летнего Ивана Ползунова. Есть мнение, что Беэр рассмотрел талант Ползунова и поэтому забрал его в Барнаул, но ничего подобного. Он попросил кого-нибудь, и ему прислали самых обыкновенных юношей. Никакой большой работы Ползунову не поручалось: на Алтае его отправляли на строительство пристани, прокладку дороги, вызов крестьян на работу.
Точная дата приезда Ползунова в Барнаул известна – 3 февраля 1748 г. В апреле 1752 г. он запросил разрешение построить дом в посёлке Барнаульского завода по Иркутской улице (сегодня ул. Пушкина). Описаний дома не сохранилось, известно только, что он находился по современному адресу ул. Пушкина, 78.
В январе 1758 года унтер-офицера Ползунова отправили в Санкт-Петербург с обозом серебра. Летом, возвращаясь обратно, Ползунов вступил в Москве в гражданский брак с 22-летней вдовой солдата Пелагеей Поваляевой. Она родила ему двоих детей, но они умерли в младенчестве.
На пути к науке
После возвращения из столицы Ползунову был присвоен офицерский чин шихтмейстера, что давало больше свободы и возможностей в освоении горного дела. А немногим позже Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства обязала офицеров изучать книги по горному делу, в том числе и книгу Ивана Шлаттера, ведущего тогда специалиста по горному делу в России.
В апреле 1763 года Ползунов подал докладную записку в Канцелярию, в которой описывал первый проект своей машины (её чертежи сохранились в краевом архиве). Долгое время не знали, что было два проекта. Тот макет, который был создан в 1820-е годы и сейчас выставлен в краеведческом музее, как раз сделан по чертежам первого.
Канцелярия заинтересовалась предложениями: докладная записка и чертежи отправили в Санкт-Петербург. Бумаги попали к Ивану Шлаттеру. Он признал машину Ползунова изобретением (хотя отметил, что машина построена на манер английской), решил её строить, а «автора» наградить чином механикуса (капитана). Это решение пришло в Барнаул в начале 1764 г., а к началу весны Ползунов разработал уже второй проект. Если мощность первой машины предполагалась около трёх лошадиных сил, то второй – около 40. И самое главное – он придумал, каким образом подавать воздух в плавильные печи.
8 учеников в подмогу
Для строительства машины использовали на время закрытое здание стекольного завода (на современной ул. Мамонтова), изобретатель переселился туда на всё время работы. 16 декабря 1765 г. машина была построена. В присутствии начальства её опробовали на подъёме бревен, измерили силу – всё получилось. И тогда было решено установить мехи и построить временные, без фундамента, печи, – т.е. было принято решение о создании производства.
Детали для машины изготавливали на Барнаульском сереброплавильном заводе и поднимали вверх по Барнаулке на плотах. Ползунов просил сделать котёл из чугуна или хотя бы из толстой меди. Но в Барнауле с чугуном не работали, а с Урала котёл невозможно было привезти из-за огромного веса. Для работ Ползунов просил 76 человек, но ему дали только 8 учеников.
В апреле 1766 года у Ползунова началась скоротечная чахотка, и из-за болезни он уже не принимал участия в работах. Умер Иван Иванович в 6 часов вечера 16 мая, не дожив до пуска машины неделю… А 7 августа она «вошла» в регулярную эксплуатацию. Современники отмечали, что благодаря очень сильному дутью плавка шла хорошо.
Значимость изобретения Ползунова очень велика. Он превзошёл современных ему английских теплотехников и уж точно первым в России сделал паровую машину. Причём создал не просто машину, а именно производство, не зависимое от наличия водоёма.
Но в ноябре машина из-за серьёзной поломки остановилась и десять лет простояла без дела. В 1778 году было принято решение её разобрать.
Ползунова похоронили на единственном тогда барнаульском кладбище рядом с Петропавловской церковью на нынешней площади Свободы. В 1990-е годы появилась версия, что Ползунова могли перезахоронить на Нагорном кладбище, но это выдумка, которая не имеет никакого подтверждения.