Среди уникальной графики Ивана БЫКОВА, художника и архитектора, есть рисунок покосившегося, с закрытыми ставнями деревянного домика. Выполненная карандашом работа живее всякой фотографии. Только называется «Дом, которого нет...».
Милый домик, стоявший на Интернациональной невдалеке от «Колизея» (ныне «Арена»), уже давно снесён...
Беречь не умеем!
– Грустно, когда в городе что-то исчезает. Даже такие «непричёсанные» домики…
– Просто пока мы не научились их беречь. В этом году я участвовал во Всероссийском образовательном форуме «Таврида» в Крыму. Побывав почти во всех его городах, заметил, что даже из малоприметных исторических вещей, строений, руин там делают достопримечательности для туристов.
Барнаул позиционируется как туристический город, но у нас не могут или не хотят даже сохранить то, что оставила нам история. Совсем недавно был снесён фонтан в сквере на ул. Молодёжной и пр. Красноармейский. Хотя можно было бы его и оставить, отреставрировав. Пусть не функционировал бы как фонтан, но остался бы как скульптура, как большая цветочная клумба. Ведь это было место для отдыха горожан, теперь же просто асфальтированная площадка. Для чего? Даже скамеек нет!
Деревянной архитектуры в городе почти не осталось. Например, в Иркутске есть улица деревянного зодчества. Деревянные дома реставрируют, перевозят из других мест города, восстанавливают по фотография или чертежам. Пусть там где-то и новодел, но там начали сохранять историю.
У нас на небольшом отрезке ул. Анатолия, где Дом архитектора, есть деревянное зодчество, но оно зачастую грубо переделанное. Вот хоспис сделали из бывшего Дома писателей. По нормам эвакуации необходим был выход со 2-го этажа. Тогда просто взяли и прорубили дверь и поставили лестницу! А вся архитектура изменилась. Увы, приспосабливая старинные здания под современные нужды, мы забываем об истории.
– По твоим графическим работам ясно, что ты болеешь за судьбу старого деревянного Барнаула.
– Я живу рядом с улицей Анатолия. Многие старые деревянные дома там сейчас меняются. Многие сносятся. А за теми, что ещё остались, должны ухаживать жильцы, собственники помещений. Но там живёт много бедных и неблагополучных семей, которые точно не будут или не смогут как следует ухаживать за зданиями. В этом им нужно как-то помогать. Может, делать кластер деревянной архитектуры.
Параллельные пространства
– Ты вернулся с форума «Таврида», на котором выиграл грант по теме создания проекта общественного пространства на территории сереброплавильного завода в Барнауле. Принципиально было выбрать объектом место, с которого история города начиналась?
– В моём детстве это была действующая спичечная фабрика. А в начале 90-х её закрыли, и началось разрушение. В 2008 г. удалось попасть туда. Работая в мастерской «Классика» у Александра Деринга, мы делали обмерные чертежи, фотофиксацию, кое-какие наброски. Там что-то перестраивали и латали рабочие-узбеки. В, по всей вероятности, будущем административном здании была отбита штукатурка. Видимо, раньше в каждой комнате была печь, но тогда многих печей не было, видны были лишь дымоходы в стенах.
Согласно публикациям в СМИ, сейчас заводской комплекс – частная собственность. Он скрыт от глаз барнаульцев высоким забором. Многие, особенно молодые, даже не знают, где он находится, а некоторые вообще не знают о его существовании.
– Вдали от глаз этот памятник федерального значения разрушается. Но ведь в законодательстве закреплена ответственность владельцев зданий-памятников за их содержание?
– Закон работает. Прокуратура предъявляет штрафные санкции. Но это такие минимальные штрафы… По-моему, за всё время собственников этого объекта оштрафовали примерно на 400 тысяч рублей.
Кстати, при защите проекта на форуме в Крыму проблема возникла, когда узнали, что объект находится в частной собственности. Мне сказали, что не могут давать на это государственные деньги. Поэтому я за ночь переделал всю концепцию: конечной целью должен стать фестиваль, на котором и будет представлен проект модернизации заводской площадки. Если не удастся провести его на территории завода, то можно в парке Центрального района. Будет смысловая параллель – вот мы находимся в открытом пространстве, где всё доступно, а там – стена, за которой завод Демидова, и для нас она неприступна.
– В чём суть твоего проекта «переориентации» бывшей заводской территории?
– Идея заключается в создании общественного пространства с музейным комплексом. Здесь можно будет проводить фестивали, опен-эйры, выставки, конференции и другие мероприятия, разместить творческие мастерские, прогулочные зоны, кафе и т. д. Такие общественные объекты я видел в Севастополе, Москве, Санкт-Петербурге. Подобные места есть в Новосибирске, Красноярске, Омске. Частный бизнес, а также муниципалитеты, владеющие такими объектами, открывают «двери» и сдают в аренду помещения и территории тем, кто хочет здесь работать. А те, кто будут там работать, сами развивают эти площадки. В Москве, например, созданный на территории бывшей промзоны Центр дизайна и архитектуры Artplay развил свою площадку за счёт творческой молодёжи до мирового масштаба. Там есть школа МАРШ – независимая архитектурная школа. На территории Artplay множество всяких магазинчиков, мастерских, творческих студий, которые также открывают и европейцы. Это очень посещаемое место, где постоянно проходят концерты, творческие встречи.
– Пройдёт фестиваль. Идея понравится. Ну а дальше-то что? Ведь территория – частная, как туда зайти?
– Наверное, надо встречаться с собственником, договариваться с ним. А вообще, насколько мне известно, комплекс сереброплавильного завода находится в залоге у банка. Значит, государство может выкупить эту залоговую недвижимость для дальнейшего развития туркластера «Барнаул – горнозаводской город». Но это сомнительная перспектива: тогда это станет обременением уже для государства.
Все мы немного дворники
– Ты вместе с коллегами разрабатывал проект модернизации двора ещё одного символа Барнаула – Дома под шпилем?
– По нашей задумке, двор будет зоной отдыха не только жителей одного дома и даже ближайшего микрорайона, но также и для любого прохожего. Это будет многофункциональная территория, где предусмотрены не только зоны для маленьких детей, но и спортивные площадки для подростков и молодёжи, и места отдыха для взрослых и пожилых людей. Мы старались предусмотреть все возможные функции современного двора, изучали аналоги, что в этом плане используется в других городах. Нами сделан рабочий проект. Готова вся рабочая документация, которую подписали все, вплоть до главного архитектора города. Но пока не найден подрядчик, который бы выполнил работы.
– Мне кажется, что многие беды города от нас же самих, горожан: от хамоватого отношения друг к другу, небрежности к той среде, в которой живём…
– Мне неприятно безразличие людей ко всему, что их окружает. Это выражается даже в мелочах. Например, наши люди легко могут мусор выбросить не в урну, а просто на тротуар. Конечно, иногда урны не найдёшь поблизости или они все переполнены… Но за чистотой улиц, дворов следить нужно всем, а не только дворникам, и приучать к порядку нужно с детства!
– Тебе интересно жить?
– Всегда интересно что-то новое делать, создавать. Но важно, чтобы проекты в жизнь воплощались такими, какими их и задумали. Увы, были проекты, которые мы делали для города, а потом исполнитель их делал по-своему. Иногда даже не хочется говорить и признаваться, что это делалось по задумке, рождённой в нашей мастерской.