На заводе Барнаултрансмаш изготовили действующий макет пароатмосферной машины, изобретенной и собранной почти 250 лет назад Иваном Ползуновым для Барнаульского сереброплавильного завода.
На всеобщее обозрение
В краеведческом музее Алтайского края есть подобный макет, но по нему трудно понять, как работала машина Ползунова, так как он в свое время был изготовлен в статике, а трансмашевцы сделали макет, имитирующий работу исторического изобретения, – с движущимися поршнями, цепными передачами, мехами для подачи воздуха к плавильным печам.
У кого первого возникла идея макета машины – сказать трудно, но она не могла не возникнуть на Барнаултрансмаше. Ползунов изобрел опережающую свое время машину, работая в одной из основных отраслей экономики тогдашней России – горнорудной.
Завод производит дизельные двигатели для оборонной промышленности, транспорта, речного и морского флота страны, а подавляющее большинство специалистов пришли на производство, окончив «политех» – технический университет имени И. И. Ползунова.
Можно сказать, ученики русского изобретателя. Пароатмосферная машина Ползунова должна была занять свое место в музее заводской истории.
Но в администрации Барнаула, узнав о машине, решили, что детище великого изобретателя и его славных учеников достойно того, чтобы его увидели все барнаульцы и гости города.
Принято решение, что действующая модель машины займет свое место в барнаульском музее «Город».
Опередил время
Трансмашевцы постарались максимально точно воспроизвести ползуновскую машину.
Даже крепежные болты парового котла изготовили как на оригинале: не с современными шестигранными головками, а с квадратными. Раскрою заводской секрет: паровой котел – самый достоверный узел макета, как бы выполняющий в машине свое прямое предназначение.
Он изготовлен из обычного казана для приготовления пищи. Не обошлось без казусов. На заводе, где при расчетах и производстве имеют дело с микронами, были обескуражены, когда при сборке макета расчетная длина цепей вдруг оказалась неверной. Проверяют расчеты – все верно.
Начинают ставить цепь – не получается. Отгадка, как обычно, оказалась банальной: когда покупали цепь, ее длину замеряли рулеткой китайского производства, а что китайцу миллиметр, то русскому еще нужно проверить.
Проверили – нашли причину. Машина Ивана Ползунова уникальна по своим техническим решениям. Даже сам прин- цип работы, использующий атмосферное давление, оригинален.
Если современные машины для работы используют давление пара или расширяющихся при воспламенении горючих смесей, то машина Ползунова работала как бы наоборот.
Изобретатель Ползунов, впрыскивая в цилиндры холодную воду, резко остужал горячий пар, и атмосферное давление заставляло поршни опускаться. Через систему блоков и цепных передач эта работа передавалась мехам, которые нагнетали воздух в плавильные печи.
В процессе работы над макетом трансмашевцы побывали в краеведческом музее, перешерстили все, что нашли в Интернете. И – еще и еще раз убедились: великий изобретатель, работавший в Змеиногорске, Павловске, Барнауле, опередил свое время, и для его машины еще не существовало не только таких элементарных сегодня технических решений, как коленчатый вал, но и необходимых материалов.
Например, уплотнения между поршнями и цилиндрами изготавливались из кожи, коры пробкового дерева и даже из подручной бересты. Да и приписанных к заводу людей для работы хватало, поэтому тогда, два с половиной века назад, после незначительной поломки машину остановили.
И, простояв на берегу заводского пруда в бездействии полтора десятка лет, она «растворилась» в истории.
260 листов чертежей
В свое время машина Ивана Ползунова окупилась, проработав чуть более месяца. Вновь созданный макет окупил себя во время изготовления всплеском творчества и энтузиазма.
Сложнейшие современные дизели, рождающиеся в цехах завода, не вызывают такого любопытства заводчан, как эта, по современным меркам технически не сложная, машина.
В деревомодельном цехе завода, где проходила сборка изделия, не было отбоя от любопытных и тех, кто изготовил хоть маленький винтик для исторической машины.
Большую часть работ выпало исполнять токарю инструментального производства Александру Кореневу, выточившему на станке основные детали, и инженеру-конструктору отдела компоновок центрального конструкторского бюро завода Валерию Сморкалову, более двух месяцев вечерами делавшему расчеты и чертежи.
Так как кроме фотографии и схематического рисунка машины никакой другой документации не было, пришлось подготовить 260 листов чертежей.
Для изготовления деревянного корпуса макета машины, выполненного в масштабе 1:10, перелопатили более десятка кубометров пиломатериала красноярской сосны, чтобы выбрать прогонистые, без единого сучочка доски.
Но основная работа досталась деревомодельщикам: братьям Юрию и Виктору Артюхиным, Владимиру Дефлеру и Павлу Шамраю. Теперь их творение смогут увидеть все в барнаульском музее «Город».