Накануне официального открытия выставки в Барнауле художник согласился ответить на несколько вопросов.
Чудесные люди Алтая
– Почему вы решили приехать с персональной выставкой именно в Барнаул?
– Я давно хотел приехать в Барнаул, но не было повода. Я как та собака, которой пока палку не бросишь – она не поплывет.
Мне рассказал о Барнауле когда-то Михаил Евдокимов, рассказывал Александр Михайлов, недавно мы были в Ульяновске с Валерием Золотухиным, который тоже мне советовал сделать выставку в Барнауле.
И, конечно, мой сосед Александр Панкратов-Черный всегда, приходя ко мне, говорит: почему ты не едешь на Алтай – такой замечательный край. Когда мне на выбор предоставили 20 городов для выставки – я, не задумываясь, выбрал Барнаул.
– И каковы ваши впечатления от столицы края?
– В Барнауле удивительно красивые люди. Не смог удержаться и пока гулял по городу – сам подходил к людям на улице и знакомился с ними. Особенно много у вас красивых женщин.
В первый же день посетил храм Николая чудотворца. Очень хорошо, что в Барнауле храмы выше окружающих их домов – так и должно быть, только в Москве это удается делать не всегда.
Еще хотел зайти в букинистический магазин, но спешил на открытие выставки.
– А что вы хотели найти в букинистическом магазине?
– Я собираю сказки. У меня более 1000 книг со сказками. Сейчас ищу «Озорные рассказы» Бальзака в оформлении Гюстава Доре – послевоенное издание 1946 года. Пока не нашел.
Индустрия подделок
– Вы широко известны и вероятно к вам обращаются с просьбами о помощи?
– Благотворительность не должна быть в напряг. Я сам зарабатываю деньги своими руками, бессонными ночами и чувствую, когда могу помочь. Это должно быть естественно.
Просителей огромное количество. Я получаю до 100 писем в день. И начинаются письма обычно так: «вы самый гениальный художник, вы красавец». Я оказываю помощь точечно.
Иногда просят инвалидную коляску – я договариваюсь с компанией, которая выпускает коляски, чтобы помогли человеку. Иногда просят конкретные лекарства – выбиваю их для людей через аптечную сеть или фармкомпанию. Иногда деньги на благотворительность появляются после аукционов.
Так, в Киеве недавно ушла моя картина за 33 тысячи долларов, а в Ульяновске за 200 тысяч рублей. Их я передал детям, которые пострадали в аварии. Я даю в детские дома, в дома слепых, которые курирую. А еще есть родные и их дети – не все работают, но всем надо помогать.
Есть и мои дети. Сейчас у моего сыны Луки, он пианист, мама попала в больницу – я оплатил операцию.
– Вложение в искусство может приносить прибыль?
– Несомненно. Вложения в искусство помогают сохранить средства и приносят прибыль. Это и скульптура, и архитектура, и живопись. Но, как показал опыт, есть очень много подделок. Можно прогореть на этом.
Поэтому выгоднее покупать произведения искусства непосредственно у художников – живых классиков – они не поддельные. В среднем вложения в старое искусство приносит стабильно прибыль в 8% годовых, в современное – 20% годовых.
И даже в кризис – 12% годовых. Человек, который заставил говорить о себе при жизни, будет цениться, пока мир существует. Поэтому лучше выбирать искусство современных живых авторов.
Состояться как художник
– Все больше открывается частных картинных галерей, но как им выжить?
– Нечего лезть в искусство, если ты не готов. Нельзя ожидать, что искусство принесет тебе прибыль. В Москве 275 тысяч художников – голод- ных, ревнующих, завидующих, безразличных, нуждающихся.
Искусство – очень тяжелый хлеб. Прежде чем состояться, я работал дворником, сторожем, разгружал вагоны, учился в училище, институте, работал на Западе, изучал иконопись, жил во Франции, Лондоне, Париже. Надо уметь быть лучше, выделяться, быть совершеннее.
А сегодня современные тенденции – плюнул в вечность, повесил на стенку и ждешь дивидендов. Не всегда везет. Только около 100 человек в мире вершат политику всего искусства.
Ты можешь быть трижды Леонардо, но тебя могут не подпустить близко к этой кормушке – потому что это огромные деньги и есть свои клиенты – их обеспечивают, облапошивают, убеждают.
Мне предлагали подделывать картины старых художников, но я ответил, что мое имя не предполагает подделывать картины. Подделками занимаются большие умы, ученые люди, которые внедряют в картину подпись известного автора чуть ли не на атомно-молекулярном уровне.
И галереям надо суметь пробиться, надо доказать, надо, чтобы нравилось то, что выставляется. Поэтому надо брать то, что приятно – даже если это не продастся, это будет радовать глаз.
Гоняться за модой тоже не надо. Прежде чем искажаться и изгаляться, надо стать профессиональным художником.
– К чему должен стремиться художник?
– Искусство – это красота, труд, профессионализм. Ты видишь и тебе нравится. Искусство всегда должно стремиться к красоте. Невозможно и без нового взгляда – должен быть и авангард, и новые работы, но нельзя перебарщивать.
И надо понимать, что ты делаешь и что ты умеешь. Главные принципы художника – обязательность, профессионализм, чистота помыслов, бог в душе и царь в голове.