Мой путь к этому разговору затянулся почти на 16 лет. В неблизком 96-м случилась дружба с семьей Константина Анозина, игравшего на бас-гитаре в группе «Седьмое небо».
Он-то и познакомил меня с песнями коллектива. Любовь нахлынула с первого взгляда, точнее, с первой ноты и первого слова. Капитаном этого музыкального «Арго», автором текстов и музыки, оказался некий Лев Шапиро, с которым, как считало семейство приятелей, мне непременно нужно пообщаться.
И вот, через 16 лет, случилось…
Раздетые стихи
Сегодня Лев Шапиро – известный далеко за пределами края музыкант. Немного обидно, что «в народе» его известность держится, в основном, на одной песне, победно прошествовавшей по экранам ТВ, верхним строкам всевозможных хит-парадов и спетой Григорием Лепсом.
Речь идет, разумеется, о «Самом лучшем дне». Песня, несомненно, хорошая.
Но несть числа им в творчестве артиста (на сегодня их написано более 200). И хотелось бы, чтобы их знали и любили не только фанаты музыканта, но и широкая публика.
Кстати, творчество Льва отличается еще и тем, что тексты его произведений вполне самодостаточны. Не секрет, что песни многих авторов, претендующие на присутствие в них некоей «поэзии», на самом деле становятся совершенно убогими, если «изъять» из них музыку: увидеть их напечатанными на бумаге или мониторе.
Так вот, когда я прочла строки из песен Льва на его сайте, просто прочла, а не прослушала, я сделала радостное для себя открытие: это действительно стихи!
И будучи «раздетыми», без музыки они переходят в какое-то иное качество: звонкая ирония как-то нивелируется, а остается одна сплошная лирика, глубокая, тонкая и проникновенная.
Ироничный лирик
– Созданное тобой в середине 90-х один музыкальный критик определил как «сатирические песни-зарисовки»... Но мне казалось тогда, думается так и сейчас, что ирония твоих песен была некоей одежкой, сквозь которую проглядывал тончайший лиризм, беззащитная и обнаженная душа. Прошло почти 20 лет. Главная метаморфоза в твоем творчестве, произошедшая за это время?
– Да, насчет сочетания иронии и лирики подмечено верно… Главное же изменение, которое произошло за эти годы, это, надеюсь, рост мастерства. Что же касается каких-то сугубо профессиональных вещей… Не знаю.
Говорить, что произошло какое-то расширение в смысле использования тех или иных музыкальных стилей, было бы неправдой.
Я всегда подходил скептически к понятию «музыкальный стиль» группы. И в прошлом, и сегодня я пишу разные в стилевом отношении вещи: от регги и рок-н-ролла до шансона и авторской песни.
Более того, иногда в музыкальное пространство одной песни «помещаю» несколько стилей. Вот, к примеру, «Январский дождь». Немного лирики, немного хип-хопа. Для меня не важно, в каком стиле написана песня. Главное, чтобы она была написана.
Частенько выступаю на мероприятиях в формате шансона или авторской песни. Абсолютно комфортно себя чувствую и на рок-фестивалях. Мне интересны разные люди, интересна атмосфера, в которой они «варятся».
Что касается наличия лиризма и иронии в песнях… Не знаю, со стороны виднее!
Шире круг!
– А твоя публика, твой слушатель-зритель изменились ли они со временем? Кто твоя сегодняшняя публика в возрастном плане, быть может, в плане социальной принадлежности?
– Изменилось время, в чем-то изменились мы, наше творчество, не могла остаться прежней и публика. Если раньше «Седьмое небо» позиционировало себя как рок-команда (хотя и тогда мы использовали разные музыкальные стили и направления), то и люди ее слушали соответствующие.
Сегодня на наших выступлениях я вижу людей разных возрастов и, судя по всему, разной социальной принадлежности. Если говорить о том, как изменилась публика за эти годы, то я сказал бы, что круг ее расширился. И это радует. Какая разница, каких взглядов и воззрений человек приходит на концерт?
Если его «вставляют» наши песни, значит, мы работаем не зря.
Хорошие друзья и хорошие планы
– Состав «Седьмого неба» был, насколько я знаю, «текучим». Твоя нынешняя команда «Лев Шапиро и друзья» имеет стабильный состав?
– Да, на сегодняшний день состав у группы стабильный. Сформировалась крепкая, сплоченная команда, которая вместе уже довольно давно. Это: Михаил Шапиро (гитара), Дмитрий Баннов (соло-гитара), Антон Чибисов (бас-гитара), Александр Тугунов (саксофон), Максим Каташев (ударные), Андрей Земсков (клавишные).
– На рок-фестивале «Живое пекло на Истоке», который недавно прошел в Рубцовске, команда «Лев Шапиро и друзья» выступала в качестве гостя. Если я не ошибаюсь, абсолютно новых песен не прозвучало. Чем мотивирован такой выбор репертуара на «Пекле»?
– Во-первых, это наше первое выступление в Рубцовске. Поэтому можно сказать, что для части зрителей все наши песни были абсолютно новыми.
Во-вторых, у меня на этот счет есть твердая позиция, которой я стараюсь придерживаться. И в данном случае, это относится к другой части публики, пришедшей на фестиваль, тех, кто раньше слышал наши песни. Люди пришли, желая услышать то, что им понравилось. Ну, значит это и надо сыграть!
– Самый ближайший концерт группы «Лев Шапиро и друзья» состоится 30 августа в ТАССе. Вот где мы сумеем насладиться вполне новыми композициями!
– Да, на этом выступлении мы сыграем 5-6 новых песен. Обязательно прозвучит и то, что люди давно знают и любят. К новому нужно приучать постепенно…
– Меня не поймут читатели, если я не задам этот вопрос. Продолжается ли твое сотрудничество с Григорием Лепсом?
– Да, сотрудничество продолжается. Григорий записал на студии две мои новые песни, надеюсь, этой осенью он их представит широкой публике. Одна из них должна войти в его новый альбом. Есть наметки и на другие проекты, но они пока в стадии разработки.
Спортивные страсти
– У тебя есть искристая, изобилующая солнцем песня, написанная в стиле «регги» – «Песня северокорейских футболистов». Как она вообще появилась? Ты – футбольный фанат?
– «Песня северокорейских футболистов» появилась во время чемпионата мира, который проходил в 2010 году в ЮАР. Я как-то взял и представил, что будет на родине с этими бедолагами – северокорейскими футболистами в случае их проигрыша. Эту гипотетическую ситуацию в юмористическом ключе я и отразил в песне.
А насчет того, являюсь ли я футбольным фанатом... Наверное, лучше сказать болельщиком. В этом году, например, я с товарищами рванул на «Евро-2012». Было довольно интересно, вплоть до матча Россия – Греция.
Болели на всю катушку. Ну, разумеется, как только наши «вылетели», мы вернулись домой.
Зато в Польше была написана очередная футбольная песенка «Дорога на Варшаву».
Не касаясь земли
– Возможно ли назвать пару-тройку песен, которые наиболее полно и глубоко выражали бы внутренний мир, человеческую сущность Льва Шапиро? Причем Льва Шапиро такого, каков он сегодня?
– Можно попробовать… Это песни «Просто я бегу» и «Звездочет»…
P.S. «Просто я бегу» («Тени бродят по стене, Как хромые кони. Тени прыгают ко мне Прямо на ладони. Попадают прямо в рай. Ах, счастливый случай! Коли хочешь – забирай, Но меня не мучай. Просто я бегу, не касаясь ногами земли…» – прим. автора).
«Звездочет» («Чет – нечет, нечет – чет! Лиловый вечер прилег на плечо. Нелегко дается небесный учет? А, звездочет?» – прим. автора).
От себя добавлю, что наши толкования вдохновенных «мэсседжей» творцов так часто далеки от того, что они вкладывают в свои творения.
Вот мне, например, как слушателю песня «Просто я бегу…» тоже всегда представлялась чуть ли не исповедью артиста Льва Шапиро.
А одному из местных журналистов в образе звездочета в одноименной композиции «увиделось» современное общество, обреченно загадывающее свои желания, которые все равно не сбудутся.
Артист же Лев Шапиро, оказывается, выразил в звездочете самого себя. И так хочется, чтобы все загаданные желания барнаульского «звездочета» сбылись, а «звездопад» из новых хороших песен радовал публику!