– Для чего украшается женщина? В древние времена украшения имели совсем другой смысл, нежели сегодня, – говорит Нина ШАНИНА, художник-модельер. – Бусы, подвески, орнаменты по краям одежды и тому подобное несли определённую символику и выполняли задачи оберегов. Ну, и, конечно, во все времена женщины стремились быть красивыми для мужчин, для их глаз. А ещё всегда украшались для самоутверждения.
Родной берег-оберег
– Как вы стали модельером?
– Закончила художественно-графический факультет Ленинградского пединститута. Несколько лет преподавала в Питере в школе искусств. А потом поняла: пора претворять в жизнь мечту детства. И пришла в ленинградский Дом моделей. Работала с трикотажем. Со временем стала создавать собственные модели. А после развода вернулась в родные пенаты – в Барнаул. Пришла в Алтайский Дом моделей. Оттуда перешла главным художником на трикотажную фабрику. Когда в 90-х годах фабрика стала рушиться, перешла в КДМ. Но и там вскоре начали сворачивать производство. Был долгий период безработицы, когда дома разрабатывала эскизы, а моя бывшая коллега тоже у себя дома вязала по ним вещи.
– А откуда такая любовь к народному стилю?
– Русским стилем я стала увлекаться тогда, когда поняла, что в стране творится что-то непонятное. Стало обидно за державу: мы столько всего теряем! Мой сын тогда учился монументальной живописи в новосибирской архитектурной академии. Делал дипломную работу – мозаику «Золотой век». Много читал и рассказывал мне всё, что сам узнавал. Так он «заразил» меня историей страны.
Царь Александр III, а он был настоящим патриотом, говорил, что враги «боятся нашей огромности». Почему-то эту фразу переводят только по признаку географическому, территориальному. А смысл-то не только в этом – боятся огромности нашей истории.
Когда я стала изучать историческую литературу, то задумалась: почему мы всегда принижаем, не уважаем себя? Откуда такое стремление преклоняться и подражать Западу? Работая в техникуме и университете, стала рассказывать о нашей истории студентам. Многих это заинтересовало – почти все мои выпускники делали по русской теме коллекции.
Для своей работы с детьми я взяла эпиграфом слова из Велесовой книги: «Идя вперёд, не стыдитесь оглядываться назад, ведь прошлое – тот родной берег, от которого отплыл корабль ваш». Кстати, значение слова «берег» с санскрита, который считается праязыком-основой для многих народов Азии и Европы, это – «оберег».
Порвалась связь времён
– Русский берег – наш оберег?
– Посмотрите: на «просвещённом Западе» чуть ли не нормой жизни стали однополые браки, педофилия, когда насилуют не просто детей – младенцев..! Кажется, что человечество деградирует. Остаётся одна надежда – на русских, на Россию. Наш Президент сказал в позапрошлом году на заседании клуба «Валдай», что главным будет возрождение традиций. Неужели потихоньку начинаем оглядываться?
– Ну, русские сегодня тоже «хороши»! От ежедневных новостей волосы дыбом: сестра «заказала» родную сестру, дочь убила мать, пьяный папаша забил новорождённого…
– Это потому, что была уничтожена изначальная система ценностей наших предков. Я понимаю, что сегодня православие – те единственные «костыли», на которые Россия может опереться. Но когда-то эту веру – а это именно вера! – насильственно насаждали на Руси. Даже Николай Бердяев, верующий философ, сказал: «Христианство отдалило человека от природы». Ведь в дохристианские времена, когда человек рождался, его воспринимали как частичку Бога, и с годами он сам воспринимал себя именно так. Эта изначальная божественность, а не греховность человеческая давала духовные силы людям: если я подобен Богу, то как могу убить другого человека? Ведь он – тоже частица Бога.
Каждый исторический этап России – значимый. Но почему-то каждый последующий старается зачеркнуть предыдущий. Вот смотрите: христианство зачеркнуло язычество. И как только упоминаешь о язычестве, сразу начинается какая-то настороженность, будто о чём-то чужом идёт речь. Потом христианство было перечёркнуто периодом «красной империи» с воинствующим атеизмом. Потом «красную империю», которая вообще-то значила очень много для развития страны и вывела её в мировые лидеры, смела либерально-демократическая эпоха. У нас нет связи времён. Она потерялась. Поэтому мы не помним и не ценим своих корней.
О красивом
– Одежда влияет на нас, наше поведение?
– Очень влияет. Сегодняшний сумбур в головах людей выражается и в смешении стилей. И не только в одежде – во всём. В архитектуре, дизайне. Раньше эклектика считалась «петушиным» стилем. Её даже за стиль не принимали.
Фольк-стиль – не только русский, но и любой народный – наиболее яркий и глубокий. Там есть база, мощный «фундамент». А другие стили, они же идут не от первоисточника. Они – надуманные. Взять хотя бы самый распространённый классический стиль. Это никакой стиль! По существу, даже не стиль. Да, эти вещи функциональны: удобны, не сковывают движений, в них минимум декора, украшений и т. д. Но там нет ни системы образов, ни выразительного языка. Говорят, классика – это совершенство. Я считаю, классика – это стремление к совершенству.
– Почему русского так мало на прилавках?
– Наладить производство своих вещей не сложно. В советское время мы очень много делали коллекций именно в русском стиле. Другое дело, что у нас русский стиль трактуется довольно узко. Когда мы с Тоней Мурашёвой, моей ученицей, готовились к конкурсу «Сибирская капель», то задумали коллекцию, опираясь на культуру дохристианской эпохи. Она называлась «Томирис». Это скифская царица, которая победила непобедимого персидского царя Кира. В исторической литературе отыскивали хоть какие-то упоминания о том, как выглядели наряды того времени. Взяли на заметку: сочетание кожи, тонкого льна, декора, металлических украшений. Но на конкурсе Тонина коллекция осталась без приза. Потому что русское у всех ассоциируется – рубаха, вышивка, сарафан. А у неё получилась женщина-воительница, княгиня и жрец в одном лице. Хотя один член жюри – руководитель модельного агентства из Новосибирска – был руками и ногами за эту коллекцию, отдавал ей первое место.
– Какой ваш любимый материал?
– Люблю однотонный материал. Потому что у него больше средств выразительности: можно и драпировки делать, и форму создавать. Из тканей мне больше всего нравится лён. К сожалению, у нас заглохла эта программа «Алтайский лён». Одна моя ученица делала очень хорошую коллекцию на основе алтайского льна. Как же был хорош этот прозрачный лён!
– Может ли женщина, одетая в китайский ширпотреб, чувствовать себя русской красавицей?
– Масскультура ломает человека, калечит его внутреннюю гармонию. Вот смотришь на архитектурные постройки. Такая мелочь: расстояния между окнами, пропорции самих окон – это всё человеком очень тяжело переносится. Заложенная в него гармония постоянно насилуется, ломается. А как влияет на нас агрессивная реклама, окна, закрытые щитами! Всё это – ненормально и откладывается в душе. А человеку со сломанной гармонией трудно оценить, что красиво. Легче надеть что-то такое, чтобы обратить внимание, пусть даже безвкусное. Вот многие женщины носят брюки на низкой посадке и коротенькие джемпера. Не смотрят на то, что в их возрасте и с их фигурой не стоит этого носить, а наоборот надо прятать силуэты, не подчёркивать их. А надеть хочется, потому что это – модно.
Можно хорошо одеться даже с рынка, но только нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу, доверять ему. Нужно знать свою фигуру – её сильные и слабые стороны, чтобы что нужно – подчеркнуть, что нужно – скрыть. И, может быть, где-то что-то вышить, привнести в одежду что-то необычное – аксессуар, аппликацию, отделку мехом...
Я хочу, чтобы русская женщина не забывала о том, что она не только красивая, умная, нежная, с глубокими чувствами, но она ещё и сильная. Недаром Россия, Русь – это женский род. И в трудные моменты женщина всегда помогала и спасала Россию. Точно так же, как женщины-воительницы скифов побеждали непобедимых царей, как древние славянки участвовали в обороне своих городов наравне с мужчинами. Это надо помнить. И это придаст силы и гордости, понимания, что женщина всё может.
К слову
Дочь художницы – Нина ШАНИНА – тоже создает красоту в русском стиле. Её «конёк» – расписные женские украшения. Она использует редкую для Алтая северную – мезенскую – роспись. Техника очень древняя, даже внешне напоминает наскальные рисунки первобытных людей. Расписные женские украшения стали темой диплома Нины в Новосибирском педагогическом университете. Теперь мать и дочь работают в творческом тандеме, который в шутку называют «Нина Шанина в квадрате».