Примерное время чтения: 6 минут
110

Алтайский фармгигант не намерен отказываться от своих планов

Виктор Крутов / АиФ

Всё-таки кризис – это не всегда плохо. Кто-то рассматривает сложности в экономике, как повод опустить руки, а кто-то видит в таких трудностях новые возможности, шанс принять неординарные, смелые решения, на которые в спокойные годы вряд ли решился бы.

Год в «плюсе»

В то время как большинство отечественных производителей замораживают свои инвестиционные проекты, на время отказываются от финансирования различных, в том числе научных разработок, алтайское фармпредприятие не отказывается от многомиллиардного строительства второго производственного корпуса с мощной лабораторией. Продолжает осваивать отечественный и зарубежные, весьма сложные, рынки для сбыта своей продукции.

И несмотря на то что по итогам прошлого года экономические показатели большинства отечественных производителей (не только фармацевтических) уверенно ползли вниза конкуренция на российском рынке лекарственных средств и БАД стала жестче, алтайская компания закрыла прошлый год в «плюсе».

О секретах такого успеха «не благодаря, а вопреки» рассказывает Лариса ПРОКОПЬЕВА, генеральный директор Холдинговой Компании «Эвалар».

– Лариса Александровна, ну неужели весь секрет неординарности ситуации в импортозамещении? Так ли всё просто?

– Наше предприятие действительно участвует в импортозамещении. Речь, в первую очередь, идёт о безрецептурных лекарственных препаратах. Наш «Гинкоум» успешно заменяет импортные дорогостоящие аналоги, «Ци-Клим» понемногу вытесняет немецкие препараты известного производителя. Всё больше набирают популярность и другие средства, среди которых, например, спрей «Аквамастер». Наше преимущество, при прочих равных, в более низкой цене.

Однако свои сложности в процессе импортозамещения есть. Насколько объёмно мы включимся в него, зависит, к сожалению, не только и не столько от нас, сколько от аптечного рынка страны.

– С чем это связано?

– Сегодняшние российские аптеки серьёзно изменились: они не хотят связываться с копеечными лекарствами, а предпочитают торговать дорогостоящими препаратами. При этом, как ни прискорбно, не всегда аптечные сети оглядываются на своего покупателя и думают о пределе его платёжеспособности. Аптеки начали работать, как продовольственные магазины и в погоне за прибылью предлагают своим клиентам дорогостоящие лекарства.

Вот так и получилось, что сегодня мы, фармпроизводители, оказались в таком же положении, как сельхозпроизводители, которые не могут пробиться на полки супермаркетов. Место на аптечной полке в московских, да и алтайских аптеках стоит так дорого, что это бывает не сопоставимо с рентабельностью производства препаратов.

Новые рынки

– Продолжая аналогию с продуктовыми сетями, можно ли сказать, что для современного покупателя предпочтительней импортное лекарство?

– Конечно, это уходит глубокими корнями в наше советское прошлое. Поэтому для успеха в импортозамещении лицом к отечественным фармацевтическим компаниям должны повернуться не только наши аптеки, но и покупатели. Ведь нередки случаи, когда некоторые люди не хотят покупать более доступные дженерики, а только оригинальные импортные препараты.

– Лариса Александровна, времена сейчас, повторюсь, непростые. Многие думают, как бы сохранить то, что имеют (рынки, объёмы, партнёров), вы же не боитесь рисковать, активно налаживаете международное сотрудничество…

– Дело не в риске. Здесь нужно говорить о том, что диверсификация рынков сбыта – вопрос развития бизнеса, поскольку недопустимо замыкаться исключительно на одном рынке. Поэтому выход нашей продукции за рубеж – точно выверенная стратегия. Судите сами.

С одной стороны, российский рынок БАДов на сегодняшний день стал настолько большим, что заинтересовал иностранных производителей. Только по итогам прошлого года один из мировых лидеров «Байер» занял 5% рынка. Крупные компании-производители заходят к нам с огромными рекламными бюджетами, отработанным маркетингом и, конечно, составляют нам серьёзную конкуренцию.

Следовательно, нам необходимо развиваться самим, наращивать ассортимент и объёмы производства. Здесь хорошим подспорьем станут новые производственные мощности, которые, ещё раз напомню, вдвое увеличат существующие объёмы производства и расширят возможности научной разработки принципиально новых препаратов, форм.

С другой стороны, возросших объёмов производства нам хватит как для выпуска БАДов, ориентированых для продажи на иностранных рынках, так и для производства препаратов по заказу иностранных компаний. Переговоры с последними уже идут, но, что это за заказчики, пока говорить рано.

– Вы уже начали рассказывать о том, что будете производить на новой площадке. Будет ли что-то новое, интересное?

– Там мы будем производить всё, что востребовано сегодня и будет востребовано завтра: лекарства и БАДы, а также космецевтику и диетические препараты, помогающие женщинам соблюдать форму, усилить эффект от спорта. То есть все направления, в которых «Эвалар» традиционно является лидером.

Принципиально новое

– Есть ли особенности на зарубежных рынках БАДов?

– Там серьезней и жёстче конкуренция, свои предпочтения в препаратах, компонентах, свои особенности сертификации, так что на всю подготовку уходит 2-3 года. При этом многие рынки монополизированы. Поэтому, чтобы успешно начать торговлю за рубежом, нужно предложить что-то принципиально новое. Чем мы и занимаемся.

– Какова доля лекарственных средств у вашего предприятия? И насколько для вас важно попасть с ними с программу жизненно важных препаратов?

– Сегодня эта доля составляет примерно 10% и постоянно увеличивается. Будет это происходить и ближайшем будущем – запустится новое производство и пройдут регистрацию порядка 20 новых препаратов.

Но, замечу, что не все российские предприятия так уж заинтересованы в этой программе. Ведь там идёт серьёзное ограничение по ценам, играет свою роль и инфляция. Некоторые заводы вообще прекратили выпуск «Глицина», например, потому что цены на него ниже себестоимости.

– Лариса Александровна, как вы оцениваете долгосрочные перспективы компании?

– В последние годы «Эвалар» занимал от 19 до 25% отечественного рынка в зависимости от сезона. Сейчас этот показатель колеблется в районе 19%. При этом в 2013-м отечественные компании занимали около 70% российского рынка БАДов и 30% – иностранные. Эта ситуация была уникальной. Сегодня это соотношение 60 на 40 – время покажет, удастся ли отечественным производителям выдержать натиск зарубежных конкурентов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах