На прошедшей 3 февраля пресс-конференции губернатора Алтайского края Александра Карлина рассматривались актуальные вопросы по укреплению экономики региона в условиях нестабильной экономической ситуации. Одним из вопросов, остро стоящих на повестке дня, стало утверждение «Дорожной карты» по вопросам содействия импортозамещению в Алтайском крае на 2015 год.
Стимул к развитию
План данного проекта содержит мероприятия, созданные во исполнение соответствующих поручений президента правительству РФ и регионам страны и направленные на стимулирование развития региональной экономики.
О том, что именно и как замещать, а главное, за счёт чего держать конкурентоспособную стоимость на производимую продукцию, рассказывает Александр ЛОКТЕВ, директор по стратегическому развитию и управлению ОАО «Барнаульский пивоваренный завод»:
– О фактическом курсе на импортозамещение объявил наш президент Владимир Путин в мае прошлого года на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. «Импортозамещение за счёт модернизации промышленности и роста конкуренции поможет вернуть собственный рынок отечественным производителям», – сказал президент.
Экономически нестабильная ситуация, складывающаяся у нас в стране с конца прошлого года, на мой взгляд, является хорошим стимулирующим фактором для того, чтобы выйти на новые рынки сбыта, и в первую очередь сделать это за счёт сокращения себестоимости.
Основа – алтайское сырьё
– Александр Сергеевич, за счёт чего вы планируете снижение себестоимости выпускаемой продукции? Это какие-то инновации или полный переход только на отечественное сырьё?
– Снижение себестоимости продукции в стратегии развития Барнаульского пивоваренного завода – это не самоцель. В 2015 году мы, как и прежде, ориентируемся на постоянное улучшение вкусовых качеств наших напитков, использование преимущественно натуральных ингредиентов для их производства, а также местное, Алтайское сырьё в качестве их основы.
Сдерживать рост себестоимости мы можем за счёт целого комплекса факторов.
Во-первых, всё оборудование, которое используется в производстве, мы закупили или модернизировали ещё до момента возникновения экономически нестабильной, или, как её ещё называют, кризисной ситуации, когда курс валюты был постоянным. Ремонт и обслуживание этого оборудования мы производим самостоятельно, соответственно, нет необходимости тратить на это средства, в т. ч. в валюте.
Во-вторых, конечная стоимость наших напитков, которая, как показали результаты мониторинга за январь текущего года, действительно ниже, чем у большинства наших конкурентов. Причина этого – постоянный контроль со стороны руководства завода над политикой ценообразования.
Вода у нас собственная – на территории завода расположены 10 артезианских скважин. Для пивного производства мы закупаем в Германии только хмель, а солод выращиваем сами, опять же из Алтайского ячменя. Таким образом, мы сокращаем транспортные расходы и поддерживаем Алтайского сельхозпроизводителя.
По безалкогольным напиткам ситуация аналогичная. Какую-то долю сырья, в общем-то не такую большую, мы закупаем у заграничных поставщиков и не планируем от этих закупок отказываться, потому что это может негативно сказаться на качестве нашей продукции, а мы в первую очередь преследуем цель сохранить высокое качество производимых напитков, но основные составляющие нашей продукции – отечественные, а зачастую свои собственные, та же самая артезианская вода высокого качества.
– Барнаульский пивоваренный завод планирует участвовать в программе импортозамещения, о которой говорил Александр Богданович на прошедшей пресс-конференции?
– Вы знаете, не так давно наше предприятие подало заявку на участие в конкурсе, проводимом одной из Алтайских медиагрупп, суть которого сводится к одной фразе «Алтайский ответ санкциям». Я считаю, что это очень правильно – на уровне региональных властей поддерживать собственного товаропроизводителя, тем более в такие непростые нестабильные времена.
Мы заявили на этот конкурс весьма «отечественный продукт» – наш квас «Ржаная корочка».
Стремление стать первыми
– Александр Сергеевич, согласно статистике, Барнаульский пивоваренный завод находится на третьем месте в Топ-10 крупнейших налогоплательщиков Алтайского края после «Марии-Ра» и Иткульского спиртзавода. Ваше участие в бюджетообразовании региона не раз отмечалось на самом высоком уровне. Каковы ваши прогнозы, повлияют ли на отчисления налогов и акцизов предприятием сложившиеся нестабильные экономические условия?
– Действительно, по результатам работы за 2014 год мы заплатили более 2 миллиардов рублей налогов (а точнее – 2 миллиарда 100 миллионов) в бюджеты разных уровней, и это ещё раз подтверждает, что мы – социально ориентированное предприятие, значимое и для нашего города, и для нашего региона.
Отмечу, что на первом месте по той статистике, о которой вы говорите, у нас предприятие торговли – крупнейшая в крае торговая сеть «Мария-Ра», соответственно среди промышленных предприятий Барнаульский пивоваренный завод находится на втором месте, а среди пивоваренных предприятий края мы – лидеры! И, конечно, приятно, что мы значительно обошли такие весомые регионально значимые предприятия как, например, Алтайское отделение Сбербанка РФ, ОАО «РЖД» и др.
На 2015 год мы здесь ставим себе задачу выйти на первое место в общем рейтинге, и в стратегию развития нашего предприятия эту задачу мы закладываем как одну из оперативных.
Если анализировать структуру краевого бюджета, опубликованную на официальном сайте Администрации Алтайского края, можно сказать, что мы могли бы полностью покрыть нашими налогами все затраты на культуру (а это более 1 100 млн р.), и частично затраты на жилищно-коммунальное хозяйство (общий расход краевого бюджета 1400 млн р.), или полностью затраты на физическую культуру и спорт (порядка 500 млн р.). Соответственно, увеличивая долю наших налогов в краевом бюджете, мы не только поддерживаем регион финансово, но и готовы помогать социально значимым и спортивным проектам как регионального, так и муниципального уровней дополнительно как спонсоры и партнёры.
Что касается второй части вашего вопроса. Любые колебания в курсе валют влияют и на конечную стоимость продукции, и на объём продаж, и, соответственно, на налоговые отчисления. И влияние это будет, во всяком случае, с нашей стороны, в сторону увеличения отчисляемых налогов и сборов.
Мы постоянно анализируем объёмы наших продаж, и статистика показывает, что постепенно наш товар вытесняет с полок товары федеральных брендов и, в первую очередь, за счёт того, что уровень цен остаётся конкурентоспособным, а качество выпускаемой заводом продукции повышается.
Кроме того, крупные торговые сети идут нам навстречу и заводят наш товар на полки охотнее, причиной этого, как я уже говорил раньше, является конкурентоспособная цена.
На ближайший оперативный период (2015 год) в стратегии управления предприятием у нас заложено расширение торговых точек в части представленности как слабоалкогольной, так и безалкогольной продукции.
Хорошее время
– Александр Сергеевич, начало года – это хорошее время, чтобы закладывать основу для реализации планов на текущий год. Поделитесь секретом, каковы планы развития Барнаульского пивоваренного завода?
– Секретов особых нет – это увеличение ассортимента выпускаемой продукции, рассматриваем даже такие варианты, как изготовление морса на Алтайском сырье. Также в планах расширение сетей сбыта наших напитков, и главное – мы планируем продолжать делать определённые шаги в части формирования у жителей нашего края высокой культуры пития. И у нас есть абсолютно всё, чтобы достичь данных целей. В особенности, когда складываются самые благоприятные условия для развития местного товаропроизводителя.