«Почему старшая дочь охладела к занятиям танцами и урокам в модельном агентстве? Чем на самом деле интересно заниматься девочкам?». – Такими вопросами задались Евгений и Алла. И присмотревшись к играм своих дочерей, поняли: им нравится быть перед видеокамерой, изображая из себя то журналистов, берущих интервью, то кинозвёзд, снимающихся в кинохите…
– Студии, где мальчишки и девчонки делают кино, есть и в Москве, и в Санкт-Петербурге. И мы подумали: почему бы такой не появиться в Барнауле? – говорит Евгений.
Минута на экране
Елена Николаева, altai.aif.ru: Работать с детьми сложно?
Евгений: Сложно, но интересно. Современные дети целеустремлённые, стараются пробиться, уже сейчас реализовать свои способности. Дети разные – кто-то пошустрее, кто-то спокойнее. Каждый – индивидуальность. Они могут такое сказать и сделать, что никакому взрослому в ум не придёт.
– Например?
Алла:
– Нам важно было научить их чувствовать друг друга, чтобы каждый мог в случае чего подыгрывать своему товарищу. Поэтому решили провести занятие-игру – перетягивание каната. Но не для того, чтобы победить соперника. Если кто-то начнёт тянуть на себя сильнее, партнёр может немного отпустить натяжение каната, но так, чтобы не дать своему визави упасть. Вот мальчик с девочкой перетягивали-перетягивали, а потом парнишка – оп! – и канат к батарее привязал. Так неожиданно. Как он до такого додумался?.. Дети всё видят не так, как взрослые, по-своему, иначе.
– Наверняка каждому ребёнку хочется быть на переднем плане, играть главную роль. Не рождает ли это нездоровую конкуренцию?
Алла:
– С первых занятий приучаем их к мысли, что мы все – одна большая семья, где каждый должен помогать, а не насмехаться над теми, у кого что-то не получается. Когда год назад только начали снимать короткометражные ролики типа «Ералаша», нам часто звонили негодующие родители: «Почему главную роль дали не нашему ребёнку?». Объясняли, что у нас ни за что не будет такого, чтобы один и тот же ребёнок всегда – на первых ролях. А в короткометражках-»ералашках» дети учатся самому важному в актёрском мастерстве: главное – каксыграть. И неважно, центральная это роль или второстепенная.
В первую очередь мы создаём атмосферу, в которой ребёнок может раскрепоститься и проявить себя. В детях заложен огромнейший потенциал. Наша задача не указывать ему, как и что делать; наша задача – вытащить из них этот потенциал.
– В «ШКИТ» есть отбор или берёте всех?
Евгений:
Алла:
– Кстати, многих наших артистов на съёмки привозят родители. Когда в парке-отеле «Чайка» снимали полнометражный фильм «Дневник Венеры», родители очень нам помогали: приезжали к семи утра, с работы отпрашивались, с детьми там весь день допоздна были…
Сами с усами!
– Фильмы – тем более полнометражные – это же коллективный труд многих людей. Кто, например, вам сценарии пишет?
Евгений:
– Мы всё сами делаем. Сценарии учатся писать дети. Мы, взрослые, только корректируем и редактируем. Сценарий фильма «Дневник Венеры», например, написала 12-летняя девочка, ученица обычной барнаульской школы.
Алла:
– Сейчас мы коллективно сочиняем сценарий нового сериала. С сюжетом уже определились. Как и первый фильм, это будет мистика – о 12 наделённых сверхспособностями детях, представителях знаков Верхнего зодиака.
– Ого, ваши воспитанники знают о знаках Верхнего зодиака?! А ещё говорят, что сейчас дети мало читают!
Алла:
– Современные школьники не очень любят читать книги, это правда. Но они любят искать интересующую их информацию в Интернете… В школе кино и театра ребята учатся не только тому, как писать сценарии, и не только театральному и киноискусству, но и журналистике, например. Они берут интервью у известных в крае учёных, деятелей культуры. Это одновременно и раскрепощает их, и приучает вести себя со взрослыми уважительно, но на равных. Когда мы видим, что необходима помощь профессионалов, то ищем таких специалистов через Интернет и приглашаем их провести консультации или мастер-классы. Активно сотрудничаем с ГТРК «Алтай» и АлтГАКИ. Например, понимая, что наши дети должны хорошо и правильно говорить, пригласили Галину Анатольевну Тумашову, педагога по сценической речи из академии культуры. Почему-то в наше время у детей много речевых дефектов. Вот недавно было модным заниматься иностранным языком с 4-5 лет, но теперь это стало редко практиковаться, именно из-за того, что у детей дефектов много. Не все родители могут себе позволить водить ребёнка к логопеду. Поэтому профессионал сценической речи занимается с ними, учит чётко произносить слова, объясняет, что можно один и тот же текст произносить с разными интонациями...
– Какого возраста дети ходят в «ШКИТ»?
Евгений:
– От 4 до 16 лет. Малыши пока что участвуют только в фотосессиях раз в месяц. Учатся вести себя перед фотокамерой, уверенно держаться. Прогресс очевидный: на первых фотосессиях болванчиками стояли, а теперь уже есть интересные кадры. Кстати, многих наших деток уже приглашают сниматься в рекламе.
– Наверное, все «шкитовцы» мечтают в дальнейшем стать актёрами. Но ведь станут-то ими не все…
Алла:
– Конечно, не все. Чтобы не было разочаровавшихся и «незаслуженно обиженных судьбой», важно чтобы родители объясняли своим дочерям и сыновьям: нельзя чему-то научить, но можно научиться. Успех приходит к тем, кто серьёзно настроен на работу. Бывало, что уже здесь некоторые ребятишки пытались «звездить». Сразу обрубаем. Разговариваем с родителями: можете в душе считать своего ребёнка суперзвездой, но в школе он – рабочая лошадка.
Жить в работе
– Евгений, Алла, вы по профессиям никак не связаны ни с кино, ни с театром. Значит, сами тоже учитесь новому для себя делу?
Алла:
– А как же иначе: что мы можем предложить, если сами чего-то не знаем? Чтобы открыть своё дело, мы отучились в школе социального предпринимательства, выиграли грант. Сейчас сотрудники Школы социального предпринимательства предлагают нам более детально познакомиться со специальностями оператора, режиссёра, телеведущего и т. д. Управление готово оплатить соответствующую учёбу в АлтГАКИ.
Почему мы решили заняться своим делом? Знаете, когда работали, как все, по расписанию и графику, то не чувствовали смысла жизни. И детям своим не могли дать то, что их интересовало, чему бы они отдавались полностью. Да, сейчас у нас не бывает такого: отработал свои часы и можешь отдыхать на диване. Мы круглосуточно живём в своей работе. Но от этого получаем удовольствие.
– Каковы итоги года деятельности «ШКИТ»?
Евгений:
– Сняли больше десятка игровых роликов типа «Ералаш». Некоторые из них показывали на канале РЕН-ТВ. Сделали 8 новостных телевыпусков. Сняли полнометражный фильм «Дневник Венеры». Приняли участие в Шукшинском кинофестивале. Участвовали в конкурсе «Огни рампы», где получили 5 дипломов – два в номинации «Чтецы», два в номинации «За лучшую роль» и диплом лауреатов за театральную постановку «Плих и Плюх». Работы нашей школы можно увидеть в соцсетях – в «Одноклассниках» и «Вконтакте» у нас созданы группы. Сейчас планируем создавать свой канал, но пока думаем: на телевидении или в Интернете.
Смотрите также:
- Шум детский и смех создают семью!«Чтобы из ребенка что-то получилось, нужна огромная работа души…» →
- Поэт Ольга Кан: «Детство – это совершенно отдельная страна, с которой не хочется расставаться» →
- «Плохие слова знать не обязательно». Дети о полезных и «вредных» знаниях →