Среди приглашённых на недавнюю церемонию вручения премии «Возвращение в жизнь» в честь двадцатилетия Паралимпийского комитета России был и Леонид КИНЯКИН, председатель краевого паралимпийского комитета.
О надеждах и стимулах
Елена Чехова, altai.aif.ru: Приближаются Олимпиада и Паралимпиада в Рио-де-Жанейро. Не испытывают ли наши паралимпийцы таких же проблем, как и олимпийцы? Особенно представители лёгкой атлетики…
Леонид Кинякин: Нет, в Паралимпийском комитете вполне доброжелательная обстановка. Что же касается лёгкой атлетики, то она не различается на паралимпийскую и олимпийскую программы. Да, пока что она под вопросом. Но Министерство спорта и новая федерация лёгкой атлетики России сейчас проводят большую работу. И Международный олимпий- ский комитет с пониманием отнёсся к их усилиям. Надеемся, что после того как ещё несколько замечаний устраним, федерация лёгкой атлетики будет допущена и до Олимпийских, и до Паралимпийских игр.
– Известно, кто от края может поехать на Игры?
– Список кандидатов в команду паралимпийцев от Алтайского края утверждён. В нём значатся фамилии 15 спортсменов. На уровне Сибири у нас набирается очень представительная делегация. Причём это не окончательный состав, потому что есть ещё как минимум два спортсмена – пловец и легкоатлет, они вполне могут получить сертификаты на участие в паралимпийских играх. Кроме того, немало спортсменов, наших воспитанников, которых привлекли к участию в Паралимпиаде за другие регионы.
– От кого ждёте высоких результатов?
– От каждого из них. Они все победители российских чемпионатов, многие – призёры чемпионатов мира, Европы, Паралимпийских игр. Конечно, сейчас спортивная конкуренция выросла, да и прогнозы в спорте – неблагодарное дело. Но, думаю, что среди наших паралимпийцев реальные претенденты на медали в Рио Софья Оксем, Егор Шаров, Артём Логинов, Андрей Коптев, Тамара Подпальная, Пётр Филатов, Ирина Казанцева, Роман Жданов, Юрий Лучкин.
– Интерес к выступлениям паралимпийцев связан, наверное, и с тем, что они привозят медалей больше, чем олимпийцы сборной страны?
– Получается так. В Алтай- ском крае, во всяком случае, это так. Хорошим стимулом стало и решение, которое было принято несколько лет назад, о том, что спортсменов-инвалидов нужно поощрять и материально поддерживать так же, как обычных спортсменов. Теперь они получают такие же миллионы вознаграждения за победы.
– Если заговорили о материальном, то спрошу: подготовка спортсмена – дело затратное?
– Все члены краевой паралимпийской команды каждый год выезжают на Чемпионат мира, чемпионат Азии, чемпионат Европы. Кроме того, проводят подготовку на сборах. Вот недавно наши легкоатлеты с проблемами зрения месяц были в Португалии на сборах… В общем, если всё сложить, то затраты весомые. Конечно, такие высокозатратные виды спорта, как слендж-хоккей или гребля на байдарках и каноэ, у нас развивать нелегко. Но мы пытаемся. Да даже тот же пауэрлифтинг возьмём: за последние пять лет мы купили для тренировок спортсменов три или четыре олимпийских комплекса. А каждый из них стоит по 300 тысяч рублей.
Но главные затраты для победы деньгами не измерить. Это ежедневная «пахота», по две-три тренировки в день.
Спортсмены-жизнелюбы
– Похоже, в обществе стало крепнуть понимание, что для реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья наиболее эффективны спорт и физическая культура.
– Многие привыкли думать, что панацея от всех болезней – таблетка. А оказывается – возможности собственного организма. Особенно это касается лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА). Если бы они не занимались спортом, то очень быстро у них атрофировались бы и мышцы, и костный аппарат. К тому же физическая культура благотворна для нормальной работы внутренних органов – сердца, лёгких, сосудов. Кроме того, это своего рода социализация: наши спортсмены участвуют в массовых соревнованиях, привыкают быть в обществе, на виду, могут нормально общаться и друг с другом и со здоровыми людьми. Ведь для инвалида выйти на всеобщее обозрение – уже своего рода испытание. Я это знаю по себе. До 31 года был здоровым человеком, а потом получил травму. Это было тяжело пережить. Помог спорт – начал заниматься футболом на костылях в клубе «Инвэско-спорт». И… не смог в первый раз выйти на поле стадиона «Динамо», где наша команда встречалась с командой из Ташкента! Для меня было психологической травмой: выйти перед людьми и показать свою ущербность, что ли…
Когда говорят «лицо с ограниченными возможностями», я возражаю – эти люди с неограниченными возможностями! Знаете, когда здоровые люди приходят и жалуются на трудности, я приглашаю их сходить в интернат на Солнечной поляне, 53. Пусть увидят, как ребята с ПОДА жизнь любят.
– Есть ли возможность у спортсменов-инвалидов получать специализированное образование в Алтайском крае?
– Конечно, есть. В двух колледжах изучают адаптивную физкультуру. В Институте физической культуры и спорта АлтГПУ есть отделение (пока что заочное) адаптивной физкультуры. И в училище олимпийского резерва, где готовят специалистов, так сказать, среднего звена, тоже есть отделение адаптивной физкультуры.
Не надо себя жалеть
– В крае инваспорт и в частности футбол для спортсменов-ампутантов начали развиваться в конце восьмидесятых. С чем это было связано?
– Тогда после Афгана было много людей с ампутацией конечностей. Да, многие опускались и запивались. Некоторые даже сидели с шапками в переходах – милостыню просили. Мы ходили и искали таких. Приводили к себе, показывали, что мы можем. Некоторые из них футболом никогда не занимались. Таких старались определить в пауэрлифтинг или в теннис.
– Сейчас стало проще?
– И проще, и тяжелее. Проще, потому что многое стало доступнее. На уровне государства и на уровне местных властей внимание инваспорту стало уделяться несравнимо больше.
Но тяжелее, потому что сегодняшняя молодёжь почему-то к спорту не тянется. Им больше нравится за компьютером посидеть. Думаю, компьютер вообще «избаловал» современных людей. И родители стали слишком «оберегать» своих детей, ограждать от всяческих рисков, связанных с физическими занятиями. Недавно столкнулся со случаем, когда бабушка запретила своему внуку заниматься футболом на костылях. У него нет одной ноги. Так женщина опасалась, что он получит травму оставшейся ноги и лишится её.
– Но большой спорт рано или поздно заканчивается в жизни человека. А что после? Пустота, драма?
– Это зависит от самого человека. Знаю ребят, которые в спорте показывали хорошие результаты, а через пять лет после ухода из спорта становились тучными, неподъёмными. Над собой нужно работать, не лениться. И не надо себя жалеть.